Что лежит в основе борьбы с терроризмом?
Самая большая опасность, постигающая сегодня наше общество - разрушение личности. Увы, все чаще материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей искажены представления ο доброте, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень преступности и все чаще встречающаяся идеология экстремизма и терроризма вызваны общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Подрастающее поколение отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. О правильном воспитании молодежи и об их нынешних интересах, «АиФ Дагестан» рассказал заслуженный педагог-воспитатель Нажмудин Гаджикурбанов.
Смею не согласиться!
Марат Иорданов, «АиФ Дагестан»: Нажмудин Эфендиевич, вы многоопытный педагог с огромным стажем работы, на ваших глазах и с вашим участием стали взрослыми целые поколения учеников. Скажите, можно ли в педагогическом процессе определить потенциал, который закладывается в личность растущего гражданина в плане возможности его становления на преступный путь. И какова здесь задача педагога-воспитателя?
Нажмудин Гаджикурбанов: Считаю, что за короткий период, скажем, в течение одного учебного года вряд ли возможно даже приблизительно определить будущий потенциал своего ученика. А вот в течение нескольких лет - это вполне возможно. Полагаю, что важнейшая задача педагога-воспитателя заключается в том, чтобы максимально, активно поощрять положительный тренд в структуре растущей личности и столь же активно устранять ростки нетерпимости, ксенофобии, агрессии, чванства, нигилизма и прочих негативов, пагубно влияющих на человека. Хочу отметить, что смею не согласиться с мнением бывшего министра образования и науки Андрея ФУРСЕНКО, который, занимая эту высокую должность, публично заявил, что задачей образовательных учреждений не является воспитание творческой личности, а она заключается в формировании потребителя услуг. Вот так вот, ни больше, ни меньше. После этого мы еще удивляемся, откуда берутся правонарушители, в том числе и зомбированные террористы среди выпускников учебных заведений разного уровня. Великий педагог Макаренко перевернулся бы в гробу, услышав эти слова министра, а он процветает на очередной высокой должности. «Жив, жив Курилка, журналист», как писал Пушкин.
- В Дагестане функционируют множество светских и религиозных учебных заведений, в которых обучают доброму, вечному. Однако же получается, что немало молодых дагестанцев почему-то успешно усваивают фанатизм, экстремизм, терроризм. Попробуйте пояснить этот парадокс.
- С определенного времени, начиная с сумбурных девяностых годов, мы вместе с великой державой Советским Союзом потеряли и подрастающие поколения. Система воспитания человека «от колыбели до могилы», которая состояла из таких социальных структур, как всесоюзные организации октябрят, пионеров, комсомольцев, коммунистов, да и множества других общественных образований типа товарищеских судов, профессиональных союзов, разных домовых комитетов и коллективов трудящихся чуть не в одночасье развалилась. Причем произошло это по инициативе сверху, а вовсе не по требованию народных масс, мнение которых никто не спрашивал. Часть «потерянной» молодежи быстро подхватили нуждающиеся в дешевых рекрутах криминальные организации и разные псевдорелигиозные экстремистские формирования типа Аль-Каида, хибутахрир, и прочих ваххабитов, игиловцев, нусритов и подобных им объединений различного толка.
Так что, ничего парадоксального в происходящем я не вижу. Известный физический закон, озвученный Ломоносовым как «природа не терпит пустоты» вполне применим по отношению к разным общественным слоям и даже целым народам. Образованный в результате социальных потрясений вакуум требует быстрого заполнения. Помнится, как в Дагестане место распущенных партийных и комсомольских организаций заняли этнические «народные фронты», занимавшиеся делами весьма далекими от народных интересов.
Что же касается дагестанцев, добровольно идущих «под крыло» различных зарубежных экстремистско-террористических образований, то они там оказываются по разным причинам. Кто-то разочаровывается в «официальном дагестанском исламе», увидев, как некоторые его представители ведут себя как настоящие капиталисты, стремящиеся из своего положения извлечь максимум материальной выгоды. Другие просто плохо знают свою традиционную религию и идут за теми, у кого «язык подвешен» или издают и распространяют различные брошюрки довольно примитивного духовного содержания, зато доступные для усвоения неискушенными в вопросах веры читателями.
Поэтому призываю родителей, воспитателей, педагогов, общественников и многих, многих других, кому небезразлична судьба подрастающих поколений, да и всей молодежи в целом, к следующему. Давайте действовать так, чтобы каждый из нас мог внести свою лепту в то, чтобы предотвратить необдуманные шаги молодых людей, могущих поддаться провокационным призывам экстремистов и различного рода радикалов. Одновременно необходимо стремиться к тому, чтобы любыми способами вернуть к нормальной жизни тех, кто уже оказался в сетях террористов. Только общими усилиями мы сможем способствовать тому, чтобы раз и навсегда изжить из нашей жизни это опасное социальное зло.
Путь в рай?
- Вы имеете многолетний опыт воспитательно-педагогической деятельности в различных учебных заведениях. Насколько подвержены религиозному влиянию учащиеся и студенты?
- Однозначно скажу, что многие молодые люди религию, в том числе и ислам, воспринимают скорее не как систему теологических знаний или осознанное вероубеждение, а как своего рода увлечение, которое порою бывает показушным. Мне хорошо известно, что некоторые студенты и учащиеся отпрашивались у преподавателей якобы, чтобы пойти в мечеть для совершения пятничного коллективного намаза, а сами гуляли в парке, ходили по рынку, катались, играли и т.д. При этом оказалось, что некоторые из них, не умея даже молиться, как бы «для престижа» подчеркивают свою «религиозность».
Вспомнился недавний факт. Некий субъект попытался совершить диверсию на Ирганайской ГЭС. Когда ему сказали, что он мог нанести огромный ущерб своему родному селу, то этот зомбированный «боец», ничтоже сумнящеся, заметил, что ему все равно, погибнет его аул или даже весь Дагестан, потому что он «стал на путь в рай», а по сравнению с этим все остальное – ничто. Вот до какого циничного падения может довести человека целенаправленная психологическая обработка.
- Как же все это объективно рассмотреть, не пахнет ли здесь криминальным бизнесом?
- Вот именно, здесь действительно просматриваются признаки криминального бизнеса. Хорошо известно, что классический ислам всякие убийства, разбои, грабежи и прочие преступления, чем бы они ни прикрывались, категорически запрещает. Вот почему экстремисты от религии называют свой вариант ислама «правильной верой» с их точки зрения. Но эта так называемая «вера», позволяющая совершать действия, оцениваемые во всем мире как преступления, ничего общего с подлинной духовностью не имеет, а очень напоминает идолопоклонство, в котором место деревянного или каменного истукана занимает «его величество» доллар, на котором начертана масонская символика «вольных каменщиков».
К тому же, похоже, что «правильные исламисты» переняли на вооружение главный принцип ненавистных им христиан, а точнее – секты иезуитов, который гласит: «Цель оправдывает средства». Иначе говоря, если ты решил разбогатеть на религиозном поприще, то разбои, грабежи и убийства вовсе не преступления, а лишь средства для достижения цели.
Вот таким довольно примитивным образом искажается духовная сущность мировой исламской религии, исповедуемой более миллиарда человек, в результате чего искреннее поклонение Всевышнему подменяется чем-то противоположным, угодным разве что сатане.
По большому счету, религиозная вера и экстремизм-терроризм, это, как говорится, две большие разницы. Где есть одно, там, в принципе, не может быть другое, ибо, где присутствует Бог, там сатане делать нечего.
Авторский экспертный комментарий
В процессе беседы мой визави неоднократно подчеркивал, что не является большим знатоком в религиозной сфере или по части борьбы спецслужб и правоохранительных органов с экстремистами-террористами.
Тем не менее, мудрость, большой объем накопленных знаний, и богатый жизненный опыт позволили заслуженному педагогу адекватно ответить на поставленные вопросы.
Читатели могут с чем-то не согласиться, что-то подвергать сомнению, однако нельзя не признать достаточную информационную насыщенность и полезность состоявшейся беседы.