Примерное время чтения: 9 минут
16342

Почему в Дагестане браки распадаются чаще, чем раньше?

Как это не прискорбно, по разводам мы остаемся одной из самых неблагополучных стран. Дагестан, в сравнении с другими регионами России, кажется неким островком семейного благополучия, образцом нерушимости брачных уз. Но если исходить сугубо из дагестанской статистики и сравнить, скажем, цифры 10-ти-20-ти летней давности с нынешними, то придется признать, что в республике из года в год неумолимо растет количество распадающихся семей.

Почему развод для дагестанцев стал обыденным делом? Об этом мы сегодня беседуем с нашим гостем, ученым-этнографом, старшим научным сотрудником ИИАЭ ДНЦ РАН Барият Магомедовной Алимовой.

-Барият Магомедовна, большинство ваших научных работ связаны с изучением семейных, брачных традиций дагестанских народов. Можем ли мы, глядя на сегодняшнюю статистику бракоразводных дел, утверждать, что у нас в республике институт брака потерял былую святость и мы все дальше отходим от своих патриархальных устоев?

- Многое изменилось за последние годы в нашей жизни. Разрушены важнейшие нравственные и моральные ценности. Некоторые ученые вообще считают, что в России как такового института семьи уже не существует. Повсеместно заключаются гражданские, гостевые браки. Если говорить о Дагестане, даже в силу нашего менталитета, традиций и обычаев, развод и для нас стал вполне обыденным делом. Как правило, о разводах у нас не любят говорить, но статистика неумолима. Каждый пятый брак в Дагестане распадается. Причем это только те, кто регистрирует брак в государственных отделах записи актов гражданского состояния. А что происходит в семьях где брак заключают по шариату? Вне всякого сомнения, если бы мы обладали информацией и по этой категории наших граждан, то картина с разводами в республике выглядела бы еще более удручающе.

Если рассматривать нашу тему по различным аспектам и проблемам, я бы обратила внимание еще на один тревожный факт: 5-10 лет назад дагестанские семьи, как правило, распадались в первые же годы супружеской жизни. Сейчас же больше всего разводов регистрируется в возрастной группе от 25-ти до 40 лет. Обычно это семьи, имеющие за плечами не один год совместной жизни, у них есть дети…Причем инициатором развода чаще всего выступают женщины.

Отходим ли мы от патриархальных устоев? Несомненно. Это очень горько осознавать, но это так.  Как только наши свадьбы из подворьев перенеслись в банкетные залы, мы с беспечной легкостью тут же расстались с нашими вековыми свадебными традициями и обычаями. А ведь каждый обычай наших народов, связанный с браком, созданием семьи, каждая его деталь несли в себе глубокий нравственный смысл. Через брак, семью мы приобщаемся к своим культурным истокам, учимся любить и ценить родную историю. Именно в семье сохраняется память прошлого и строится будущее. У нас, к примеру, в кайтагских селах, в частности и в моем родном Маджалисе, браки всегда считались крепкими. К свадьбе, к созданию семьи подходили крайне серьезно, начиная от выбора невесты и заканчивая свадебными приготовлениями и планированием будущего новой семейной ячейки. Кайтагская свадьба – это незабываемый яркий фольклорный спектакль. Как жаль, что все это уходит в небытие.

Если бы я был султан

-Среди множества обычаев, связанных с браком и семьей, в Дагестане существовал обычай многоженства. Почему- то этот адат никуда не исчез, более того переживает некий ренессанс. Как вы думаете, с чем это связано?

- В 70-е годы прошлого столетия я вместе со своим руководителем, талантливым ученым Сакинат Гаджиевой объездила весь Дагестан и только в двух селах мы повстречали семьи, где в доме были две жены. С первым таким случаем мы столкнулись в Хивском районе. Женщина, работавшая в местном доме культуры, в беседе с нами, когда речь заходила о ее семье, о супруге, почему-то, все время не упоминая имени, называла его «наш муж». Мы полагали, что она таким образом выражает свое особое почтительное отношение к супругу. Когда мы ее спросили об этом, она рассказала, что она не могла рожать детей и с ее разрешения муж привел в дом еще одну жену. Теперь они все вместе растят и воспитывают детей, родившихся от более молодой супруги. «Они мне как внуки», – говорила она.

Другой подобный случай был так же в Хивском районе, где бригадир местного колхоза привел в дом вторую жену. И здесь причиной тому послужило отсутствие детей в семье.

К нынешнему, как вы сказали, ренессансу многоженства, я отношусь весьма негативно, как к неизбежному процессу падания общих нравов. Ведь для того, чтобы привести в дом вторую, третью, четвертую жену, должны быть очень веские, исключительные основания. Чаще всего старинный религиозный обычай используют лишь для телесных утех. Заводят жен в разных городах, благо сейчас в любой мечети в одночасье вас обвенчают. Раньше их называли любовницами, теперь это кебинные жены. В таких семьях, как правило, больше всего страдают дети. Мы все были свидетелями многочисленных случаев в Дагестане, когда в известных семьях, благодаря чему собственно они и становились достоянием гласности, после смерти мужа многочисленные жены покойного устраивали вселенские скандалы вокруг дележа оставшегося наследства.

-Некоторые полагают, что заключение брака по шариату, т.е. без соответствующего штампа в паспорте, есть один из завуалированных видов гражданского брака, столь популярного в европейских регионах России. Как вы относитесь к подобным утверждениям?

- Для многих дагестанцев брак, который заключен по нормам религии, но не зарегистрирован в ЗАГСе- явление обычное. Можно ли считать такой брак гражданским? Вопрос довольно спорный. Нельзя не учитывать того факта, что в Дагестане в отличии от центральных регионов России, как правило, после совершения обряда никях в мечети следует свадьба. Что из себя представляет дагестанская свадьба - не мне вам рассказывать. Ведь в орбиту брачного свадебного процесса бывает вовлечено несметное количество друзей, соседей, односельчан, близких и дальних родственников. И законность такого брака ни у кого не вызывает сомнений. Хотя брак по шариату ставит в сложное положение, прежде всего, женщину. Ведь в случае возможного развода она лишается своих прав. Что касается гражданского брака в общепринятом понятии этого слова, вряд ли он приемлем для Дагестана. Впрочем, это вовсе не значит, что у нас в республике не заключаются подобные браки.

Межнациональный брак крепче

-Правда ли, что в межнациональных браках меньше разводов, чем в семьях, где муж и жена являются представителями одной нации?

- Да, это так. Это видимо объясняется тем, что в межнациональных браках молодые чаще всего женятся по любви, это их осознанный выбор, а не прихоть родителей, когда парни и девушки вовсе не являются кузнецами собственного счастья. Я и сама состояла в межнациональном браке и вместе с мужем прожила 53 счастливых года (Муж Барият Магомедовны – известный ученый Алим Алимов, был старшим сыном Народного поэта Дагестана Тагира Хурюгского-А.А.). Я всегда с восторгом вспоминаю Евгению Шихбиеву из Ахтов. Она русская по национальности. Прекрасно говорит на лезгинском. Строго соблюдает все местные традиции и обычаи. Я знаю много таких женщин. Это очень умные женщины, искренне пожелавшие создать крепкую семью, основанную на взаимном доверии и любви. Конечно, не все так безоблачно в межнациональных браках, возникает и немало проблем.

Количество межнациональных браков Дагестане пополняется и за счет миграции молодого поколения в иные регионы России. Ежегодно из республики выезжает на заработки в среднем 20 тысяч человек. Добрая их половина не возвращается и обычно там же обзаводится семьями. В большинстве случаев, заключая брак с представителями других национальностей. В дальнейшем прослеживать статистику по межнациональным бракам будет проблематично, так как согласно поправкам, принятым к законам, регулирующим семейные отношения в России, в свидетельстве о браке не будет указываться национальная принадлежность супругов.

- Можно ли утверждать, что нравственно-этическая позиция нынешней дагестанской молодежи в вопросах создания семьи в наше время кардинально отличается от установок старших поколений?

- Если вы полагаете, что к нам вернутся наши старые, мудрые свадебные обычаи и традиции – то это напрасные ожидания. Есть категория молодых людей, для которых брак - это вовсе не ответственность перед своим будущим семейным партнером, перед родителями, а какое-то непродолжительное приятное действо, которое при желании можно будет повторить еще не раз.  В прошлом году, собирая материал для своей очередной работы, я посетила городской загс. Мне показали молодую пару, они мило улыбались и держались за руки. Спустя полгода совместной жизни они пришли расторгать брак. «Меня полгода назад очень просили за эту пару, звонили даже из Правительства, просили в виде исключения, не дожидаясь положенного по закону месячного срока, зарегистрировать их брак. Я пошла навстречу. А теперь, видите, они решили расстаться, как в той песне –пожили, не понравилось, «“давай до свидания”». – рассказывала работница   ЗАГСа. 5-8 процентов из общего числа молодых людей, подавших заявление о регистрации брака, после месяца ожидания отказываются от своего намерения жениться или выйти замуж.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах