Артистическая жизнь переполнена творчеством и славой, и для многих она видится мечтой, но только не все актеры согласятся с этим утверждением. Многие из них не получают необходимого им удовлетворения от своих амплуа, считая свое мастерство зарытым в землю.
Проблема в бороде?
Глядишь на 39-летнего актера Арслана Мурзабекова, что-то в нем притягивает с невозможной силой и не дает отвести взгляда. То ли большие, грустные глаза, то ли широкая улыбка с дьявольской иронией. Кажется, что он рожден быть артистом. Мурзабеков считает, что главной целью любого актера является желание воздействовать на зрителей, вызвать у них ответную реакцию, эмоции, чувства…
- Арслан Камильевич, я помню много ваших ролей, вплоть до самого вашего карьерного начала. И старт был неплохой. Сейчас на вашем счету более 15 ролей в отечественных фильмах и сериалах, а поклонницы до сих пор не сбивают вас с ног…
- Да, были времена, когда я только начал подниматься по «киношной» лестнице. И казалось, что вот он, звездный путь, с которого я никогда не сойду. По большей части мне и поклонницы-то не нужны, и слава для меня не важна. Мне хотелось работать в своей стезе, играть роли, которые запомнились бы зрителю. Я люблю каждую картину, каждый сериал, в котором я снимался. Но так душевного удовлетворения и не получил.
- Недавно вы снялись в фильме «Дама Пик» знаменитого режиссера…
- Павел Лунгин решил снять мистический триллер, в основе которого лежат пушкинская «Пиковая дама» и одноименная опера Петра Чайковского. Эта работа далась ему непросто, это, кстати, его первый опыт. Фильм сложный с художественной точки зрения, картина очень масштабная. Режиссер попытался совместить и оперу, и современный триллер. Надо отметить, что зрителю она понравилась. Картина снята на современный лад. Мне досталась роль бандита, который взял в заложники героя Ивана Янковского. Мы сразу сдружились с ним, потому что очень хорошо знаком с его отцом Филиппом. Часто бывал у них в гостях, поэтому работать вместе с ним было легко.
- А как вам работается с Лунгиным, создателем всеми полюбившегося «Острова» и лауреатом Каннского фестиваля?
- Очень добрый и адекватный дядька. Работать с ним – одно удовольствие. Профессионал своего дела – он четко знает, чего хочет, и идет к своей цели. Я был бы рад с ним еще поработать. Павел Семенович – приверженец создавать тяжелые сюжеты, с серьезными и мудрыми моментами. Реалистичность, диалоги, напряжение, польза – все это качественно и отточено. Но и Лунгин увидел во мне бандита, как и многие другие режиссеры…
- Может, проблема в густой бороде и грозном взгляде?
- Вполне возможно, что и в ней (улыбается), но брить ее уже не буду. У меня есть свои принципы и от них я не отступлю. Тем не менее, я бы хотел играть роли, которые запомнились бы зрителю, драматические, например. До сих пор мечтаю сыграть Сирано Де Бержерака. Наверное, так и останется мечтой, раз мне предлагают роли только отрицательных персонажей.
- А как же то, что актерам ради той или иной роли приходится претерпевать изменения во внешности. Кто-то стрижется налысо, кто-то экстремально худеет, а кому-то необходимо, наоборот, набрать десяток-другой лишних килограммов. Искусство требует жертв, а вы даже бороды лишиться не готовы ради нее?
- В молодые годы я готов был на большие жертвы, конечно, в рамках приличного. Но когда тебе звонят и предлагают сыграть бандита, кавказца, чеченского рэкетира, шейха какого-нибудь, то всякая охота отбивается со временем. Да, я понимаю, что у меня такая внешность, но я не думаю, что если мне дадут какую-нибудь драматическую роль, я сыграю ее плохо. Может, во мне недостаточно таланта, может, не хватает напористости. Как-то я получил предложение сняться в фильме в паре со знаменитым актером Джейсоном Стэтхемом, и мне нужно было похудеть. Я так усердно занимался, что в итоге скинул 12 килограммов и сломал себе ногу. Но дальше слов дело не пошло: проект завалили, звонки от этого режиссера прекратились. А потом начинаешь задаваться вопросом: может быть, мое время ушло?
Увидел кавказца – беги?
- Вас можно было увидеть в кассовых сериалах «Дружба народов», «Физрук», «Интерны» и так далее. Молодежь сегодняшняя плотно сидит на них, выдавая на уроках те или иные «крылатые» словечки героя Нагиева. Все, казалось бы, всех устраивает: и режиссеры сыты, и телезрители довольны. Арслан Камильевич, но какая созерцателю, собственно говоря, польза от их просмотров?
- Я не могу говорить, плохо это или хорошо. Если, конечно, это не мешает учебе или не стало зависимостью, то почему бы и нет? Кто бы что ни говорил в адрес современного «мыла», большинство зрителей все же предпочитает подглядывать за отвязной жизнью героев многосерийных шедевров. Впрочем, ничего плохого в этом просмотре нет. Смотрите на здоровье, главное, подальше от детей. Например, «Дружба народов»: в нем есть некая философия, доброта, юмор. Что касается «Физрука»: многие «сидят» на нем. Нашему зрителю нравится воинственный, беспринципный Фома, который готов разорвать тех, кто обижает его учеников. Есть сериалы, которые несут некую добрую информацию, а есть такие, которые ведут к деградации. Все зависит от сюжета.
- Какую роль вы бы ни за что не согласились на себя примерить?
- Все актеры не сразу успеха добились. Начинают все с массовки. Это профессия такая. Пока получишь признание, так изображаешь и моль, и мясо, лишь бы снимали. Да и правильно! А если говорить обо мне – как все привыкли? Увидел кавказца рядом – жди беды. А ведь мы отнюдь не такие кровожадные, как показывают в вечерних новостях. Не соглашаюсь на роли униженного кавказца чисто принципиально. Ни за какие деньги не соглашусь играть человека с нетрадиционной ориентацией. Как говорится, дома не поймут (смеется). Я люблю свою работу, но не настолько, чтобы терять свое «я». Понимаю, что вы сейчас меня спросите, а как же искусство, жертвы и тому подобное. У меня есть рамки, за которые я не выхожу. Мне не нравится, что дагестанцы в отечественных картинах представляются не в лучшем свете. В каждой нации есть негативные персонажи, которые портят общее мнение о народе в целом.
- Вы говорили о том, что кавказцев боятся и не любят, но согласитесь, что в свете последних событий мы сами себя показали не с лучшей стороны. О каком искусстве и культуре может идти речь, если мы сами себя разрушаем и отходим от цивилизации, толком к ней и не прикоснувшись…
- Именно для этого и нужны кино и театры. Но только качественное, поучительное кино, которое учит человека добру, любви, красоте. Я сам сейчас снимаю короткометражную картину про жизнь в дагестанских горах. Это притча о мужской дружбе, о мужестве и чести. Я ее слышал в детстве от своего отца. Хочется поднять дух дагестанцев через объектив камеры. Иначе мы растеряем все то, что нам досталось от предков. Снимаю картину я своими силами, пока она приостановлена из-за отсутствия финансов. Если бы нашелся тот, кто помог бы закончить эту работу, то получился бы хороший результат.
Сколько стоит актер?
- Арслан Камильевич, есть ли особо запомнившаяся, дорогая вам роль? И с кем из именитых актеров понравилось играть?
- Герой Казбича, которую я играл в картине, снятой по повести Лермонтова «Герой нашего времени» режиссера Александра Котта. Там я выложился, был собой: страсть, сила, храбрость. Я там сымпровизировал: во время гнева вытащил кинжал и отрезал себе палец. Эта задумка понравилась режиссеру, и он оставил эту сцену, которая в итоге всем и запомнилась. С Дмитрием Нагиевым не очень понравилось играть – зазнавшийся и самовлюбленный тип. Олег Фомин, с которым мы играли в «Ужас, который всегда с тобой», замкнутый и не разговорчивый. А вот Ксения Раппопорт, Павел Воля, Иван Охлобыстин и многие другие актеры – простые и веселые ребята.
- Простите за коммерческий вопрос, как вычислить сумму «почем продавать себя актеру», кто определяет его стоимость?
- Это общая работа актера и его агента, они совместно вырабатывают финансовую стратегию. Актер и агент должны понимать, что им придется работать долгие годы, поэтому тут нужны шаги навстречу друг другу и вместе вперед. Знаете, критерии отбора такие же, как при женитьбе, нравятся люди друг другу или нет, интересно им вместе работать или нет, верят они друг в друга или нет. Много, конечно, решает в этом сотрудничестве случай или везение.
- Что для вас любовь зрителей - награда, естественная дань вашему таланту и вложенным силам или что-то другое?
- Хотя спрос на профессию актера и не столь велик, но люди этой специальности способны доставлять много радости и положительных эмоций зрителям, играя огромную роль в их жизни. Пока рано говорить о любви и оценке зрителя. Если повезет и мне предложат главную роль и в каком-нибудь душевном кино, то, может быть, тогда ко мне придет всеобщая слава. Да, меня узнают, уважают и не только у себя на родине, но и пока не поднялся до такого уровня, чтобы просили автографы и брали наперебой интервью. Есть много разных предложений на роли второго плана, но я чувствую, что или пора уже выходить на новый уровень или оставить актерскую стезю. Извечный Гамлетовский вопрос: «быть или не быть»?