Примерное время чтения: 12 минут
767

Город, не помнящий родства. Кто меняет архитектурный облик Махачкалы

Серые, унылые и в чем-то убогие лики нашей столицы, больше напоминающие торговую лавку, примостившуюся рядом с шумной и грязной харчевней, нежели место проживания человека, вызывают лишь чувство досады и не проходящей ностальгии по её прежнему облику. Люди, родившиеся в этом городе, считающие его родным, болезненно воспринимают изменения, происходящие в столице в последние годы. Среди них и наш сегодняшний гость – директор Музея истории г. Махачкалы Зарема Дадаева.

В архитектурной депрессии

- В июле 2010-го года Министерство культуры России своим указом исключила Махачкалу из перечня исторических городов страны. Потеря подобного статуса как-то сказалась на историческом облике нашей столицы?

- Быть в списке исторических поселений России, конечно, престижно, но, кроме прочего, этот особый статус обязывает местные власти сохранять для потомков самобытную архитектурно-ландшафтную среду города, ее особый колорит. В упомянутом вами указе есть еще один немаловажный пункт - Махачкала, как и прочие не попавшие в перечень места, могла восстановить свой исторический статус, только в этом случае городской администрации пришлось бы согласовывать градостроительную документацию с Росохранкультурой, что, видимо, не вполне устраивало местных чиновников.

- Кого вам напоминает наш город?

- Внезапно безобразно располневшую тетку, безвкусно одетую и от того выглядящую глупо, нелепо, нехудожественно. Город пребывает сейчас в реальном времени  архитектурной и культурной депрессии. Складывается такое ощущение, что на протяжении последних, по крайней мере, двух десятков лет, город целенаправленно уродуется. Улицы напичканы массивными по масштабу, возникающими совершенно в ненужных местах, уродливыми архитектурными мутантами. Все эти чудовищные застройки угнетающе действуют на большинство горожан: на их самочувствие, настроение. Архитектура призвана гармонизировать человека, а не подавлять в нем все позитивное и здоровое.

 

Поход на #родопскийбульвар и #море в этот чудесный день не только подарили мне вдохновение, но и окунули в прошлое.

A photo posted by Айша Гитинова (@aysha_gitinova) on

 

- Родопский бульвар и район улицы Буйнакского являются одними из самых любимых мест свободного времяпровождения махачкалинцев. Как вы думаете, что именно привлекает сюда горожан?

- Это может быть один из последних уголков столицы, обладающий положительной энергетикой и напоминающий о ее славном прошлом, ее исторический центр. Во всем мире, все города без исключения сохраняют исторические центры – это сердце города. У нас же в погоне за какими-то золотыми квадратными метрами выхватываются из исторической старой части просто замечательные дома, которые в течение продолжительного времени намеренно приводятся в плачевное, жалкое состояние,  для того, чтобы  затем выкупить за бесценок и на этом месте воздвигнуть очередную страшную «колбасу».

- Но ведь есть же огромное количество государственных структур, обязанных следить за тем, как исполняются законы в области архитектуры и охраны исторических памятников?

- О чем мы говорим, если бывший министр культуры республики выкупила здание на углу улиц Буйнакского и Дахадаева, в котором раньше находилось министерство, возглавляемое ею, и сделала из современного кирпича неприглядную надстройку, прекрасно понимая, что это исторический центр и это старинное здание. Человек, считающий этот город родным, тем более наделенный властью, не может так его уродовать. Как-то не по-божески это…

С нашего согласия

- За последнее десятилетие численность горожан за счет притока сельского населения увеличилась. Большая их часть не приняла городскую культуру и в то же самое время,  оказавшись в иной среде обитания, теряет свою горскую самобытность. Может быть, поэтому махачкалинцы так безразличны к тому, что происходит в городе и не проявляют активно гражданской позиции?

- Мы, к сожалению, не можем или можем очень мало влиять на миграционные процессы. Экономическая ситуация  диктует такие условия, при которых  неизбежно будет происходить процесс урбанизации, и население будет продолжать стекаться в города. Бесспорно то, что среда обитания сильно влияет на поведение и миропонимание человека. Махачкала пережила огромный наплыв  сельского населения и для большинства из них, к сожалению, город – это просто место на карте, а не живой организм, в котором нужно не только жить и зарабатывать, но и быть сопричастным. Между «Я живу в Махачкале» и «Я махачкалинец!» - огромная пропасть. Это две совершенно разные категории, два разных мышления и мироощущения, первая из которых приводит к девальвации социально-общественного статуса горожанина и, как следствие, к утрате архитектурной и духовной городской среды, без которого город – это иллюзия города.

- Ваш музейный комплекс венчает памятник русской учительнице, вызывающий немало нареканий у горожан. Почему он не стал любимым для махачкалинцев?

- Сама по себе идея очень замечательная. Запечатлеть в монументе память о  представителях русской интеллигенции, чей труд в те трудные годы был сродни подвигу. Если же говорить о самой скульптуре, то я, наверное, соглашусь с теми, кто считает, что в ней отдельные фрагменты, детали не до конца продуманы. Сама фигура учительницы несоразмерно мала по отношению к пирамиде, которая, по замыслу автора, символизирует горы и некий  знак, кладезь знаний. Глобус и указка в руках учительницы вызывают  у нынешних школьников совершенно иные ассоциации. Чаще всего они спрашивают, что это за  чупа-чупс у нее в руках. В их представлениях образ учителя выглядит совершенно иначе.

 

#Дагестан #памятникРусскойУчительнице

A photo posted by Pochkin1971 (@pochkin1971) on  

 

Скульптор, создававший памятник, признавая в чём-то обоснованность нареканий, говорит о том, что задумывалось одно, а по факту получилось нечто другое. К примеру, по первоначальному проекту памятник должен был обрамлять большой фонтан с разноцветно льющейся водой, символизирующей цвета национального флага. Но, видимо, не учли, что в дагестанских реалиях, тем более на скорую руку, когда открытие памятника привязали к конкретной дате, следовать строго проекту, учесть все замыслы автора, было сложно. Сам по себе парк «Ак-гель» достаточно любимое место отдыха горожан. Если говорить о городе в целом, у нас очень мало публичных пространств, имеется в виду парков, скверов, летних площадок, куда ты можешь прийти, посидеть, отдохнуть спокойно, понимая, что это твой родной город.

- А как вы смотрите на то, что в этих немногих парках отдыха воздвигают монументы видным партийным и государственным деятелям республики?

- Если в двух словах и очень коротко - это просто ужас. Взгляните на памятники Даниялову и Умаханову и,  как говорится, найдите в них хотя бы три отличия. Стоят эти огромные, холодные изваяния, пугающие своей несоразмерностью и неуместностью  к тому месту, где находятся. Тут же рядом расположена  детская площадка. Мне, например, совершенно не хочется водить туда детей. Парк культуры - место, где никакие политические монументы  не должны отвлекать горожан от приятного времяпровождения. Те, кто  в свое время принимал решение об установке монументов в местах отдыха горожан, сознательно или  нет, сейчас это неважно, оказали медвежью услугу памяти двух несомненно выдающихся личностей Дагестана.

 

Парк #Акгель #mkala

A photo posted by https://www.facebook.com/profi (@arsenguseinov) on

 

Меня также возмущает практика скороспелых переименований улиц нашего города. Не успеет человек, занимавший ну не бог весть какие должности, отойти в мир иной, как тут же ближайшие родственники начинают осаждать мэрию, правительство, требуя назвать улицу в городе именем усопшего и желательно там, где он до последнего времени проживал. В других регионах вопросы переименования, как правило, выносятся на местный референдум и по результатам опроса принимается решение исполнительного органа. У нас же мнение горожан мало кого интересует.

Мы долго можем искать причины всех наших городских неурядиц, но, думаю, главное обвинение следует предъявить, прежде всего, самим себе. Именно с нашего молчаливого согласия наш город превращается в город-манкурт, не помнящий родства. Мне очень понравилась мысль, которую я недавно услышала: что нет такого города, который  на своем историческом пути  не развивался бы драматично. Мне очень хотелось, чтобы вот этот самый максимальный пик драматизма, пришелся на сегодняшнее время, чтобы потом наступила эра озарения, осознания и возрождения.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах