Махачкала, 16 августа - АиФ Дагестан. Вокруг создания единого для всей страны учебника по истории разгораются нешуточные страсти. В словесных баталиях сошлись маститые учёные, общественные деятели, литераторы…В этой какофонии мнений и суждений одни призывают решительно избавляться от « гнилого плюрализма и исторической разнузданности», другие не менее решительно, требуют прекратить практику « ретуширования» нашего прошлого.
А что думают по поводу нового учебника молодые учёные, чьи мировоззренческие и научные взгляды формировались в постсоветское время? Наш сегодняшний гость учёный и педагог в одной ипостаси, кандидат исторических наук, учитель истории и обществознания Республиканского Центра дистанционного обучения детей-инвалидов Юсуп Идрисов.
Заработать на истории
Аргументы и Факты- Дагестан- :Мы живём в большой многонациональной стране, где у каждого народа своя самобытная культура,традиции, язык, своя история. Возможно ли в принципе создание в России единого учебника, удовлетворяющего всех?
Ю.И.- Я думаю по большому счёту ни один здравомыслящий человек не ставит под сомнение необходимость создания такого учебного пособия. Другое дело, кто, как и на основе чего должен его составлять. Сейчас для школ Министерством образования и науки рекомендовано 110 учебников по истории. И каждая школа по сути вправе самостоятельно выбирать себе учебники и учебные пособия. Единственно возникает вопрос- отвечают ли большинство этих учебников элементарным требованиям, предъявляемым к пособиям по истории? Вполне ответственно заявляю –нет! Не секрет, что сейчас на книжном рынке наибольшим спросом пользуются вовсе не детективы и любовные романы, а учебники. И на них можно здорово заработать.Чем кстати и занимаются многие издательства и афилированные с ними госчиновники. Введение единого учебника может поставить этому конец.
Аргументы и Факты- Дагестан- :Неужели из более ста учебников нет ни одного, который бы вполне устроил школьных учителей?
Ю.И.- Очень добротный учебник для 10-11 классов составили Сахаров и Буганов. Авторы объективно и доходчиво рассказывают об истории Киевской Руси. Но мы ведь страна многонациональная, и когда говорим о средних веках, почему бы не упомянуть, что на территории нынешней России были и другие самобытные цивилизации. К примеру Волжская Булгария, которая к концу ХIII века имела свою богатейшую литературу и культуру.
Аргументы и Факты- Дагестан- :Вас смущают только эти моменты освещения нашего прошлого?
Ю.И.- Я считаю, что в освещении нашего прошлого нам нельзя пользоваться лишь одними чёрными или белыми красками. Наше прошлое слишком многогранное, сложное. Мы постоянно вбиваем в головы учеников – вот 300 лет над несчастной Русью измывалась Орда. Хотя умалчиваем моменты когда та же самая Золотая Орда вставала на защиту русских земель от нашествия тевтонцев и крестоносцев.Никто не говорит куда делись половцы после битвы на Калке? А ведь они ещё 17 лет после того оказывали упорное сопротивление монголо-татарам.Ничего не сказано в учебниках истории, что при взятии Казани было убито 42 тысячи местных жителей. Извините меня, конечно же уроженцу Владимирской или Тверской области этот факт может показаться незначительным ,но татарин, родившийся в Казани будет ли также воспринимать эту информацию. В этом есть у меня большие сомнения.
Галопом по Европам
Аргументы и Факты- Дагестан- :Легко ли читать учебник по истории?
Ю.И.- Огромный объём информации заложен в этих учебниках, причем излагается все это сугубо академическим языком, совершенно непонятным не только для ученика , но и для самих учителей. Есть большая разница между наукой и её изложением.Возьмите, к примеру, учебник истории для 9 класса. В нем 90 параграфов, а часов на историю выделили всего 34. А что такое параграф в учебнике -это целая эпоха. И нам предлагают на каждом уроке довести до детей историю трех эпох и так чтобы к концу учебы в головах школьников была ясная информация о прошлом человечества и своей страны.Увы, в большинстве своем дети не воспринимают историю преподаваемую галопом. И мы невольно превращаемся в страну невыученных уроков и в том, абсолютно, нет вины самих учеников.
Аргументы и Факты- Дагестан- :А что Вы можете сказать об учебнике по истории Дагестана?
Ю.И.- Ужасный учебник, там опечаток больше чем слов. Настолько безграмотно составлен учебник. Внутри - сплошной хаос,где события перескакивают через 50-100 лет. И многие моменты в нашей истории упущены. Поэтому зачастую приходиться искать информацию по дополнительным источникам.
Аргументы и Факты- Дагестан- :Какие по вашему мнению события в истории Дагестана до сих пор не находят должного места в учебниках истории?
Ю.И.- Мне кажется, наименее объективно освященной в истории Дагестана остается тема революции 1917 года и гражданской войны. Такое впечатление, что это война не закончилась до сих пор. Говорят война заканчивается тогда, когда похоронят последнего павшего его солдата. А похоронили ли всех солдатов той страшной войны? В том есть у меня большие сомнения. Мы говорим о белом терроре 20 –х годов и умалчиваем о красном терроре, которое было не менее жестоким и кровопролитным.
Аргументы и Факты- Дагестан- :Может нам не следует ворошить наше прошлое?
Ю.И.- Нет, говорить о сложных моментах нашего прошлого необходимо.Простонам надо ко всем этим событиям научиться относится объективно, без излишних эмоций. Если под видом красных партизан некоторые занимались изнасилованиями и убийствами неповинных людей значит об этом нужно говорить.
А непредставлять их некими героями и называть их именами улицы наших городов. Не надо торопиться осуждать сторонников Деникина и Гоцинского. Те, кто шли за Деникиным в большинстве своем хотели порядка и выступали против хаоса постреволюционного времени. У каждого из них была своя идея- идея порядка,их тоже надо уважать,они тоже дагестанцы, причем не последние дагестанцы. Мы до сих пор не можем сказать всю правду о репрессиях 30-х годов.Причём в Дагестане они начались ещё в 1928 –ом году.Многие документы того времени до сих пор хранятся под грифом секретно. И все же мне приходилось видеть заявления дагестанцев на соседа, односельчанина – это ужасающие документы того времени, но я не спешу осуждать этих людей, такое было время.
Аргументы и Факты- Дагестан- : Вам не кажется ,что история опять ударилась в политику?
Ю.И.- У подрастающего поколения есть потребность в патриотизме.Но прививать это чувство ни в коей мере нельзя в директивной форме.Либеральные ценности провалились в этой стране. В 91-ом году казалось бы мы приобрели так называемую свободу, а вместо того окунулись в дикость и варварство. У государства до сих пор нет чёткой,внятной идеологии. Если мы хотим привить молодёжи какую-то мораль, то прежде всего мы сами взрослые должны соответствовать её критериям.