В Москве 9 февраля рамках первого заседания делового Клуба «СЕВЕР-ЮГ» при Постоянном представительстве РД при Президенте РФ презентовали проект «Каспийский транспортно-логистический и морской индустриальный комплекс», сообщили «АиФ Дагестан» в пресс-службе Главы республики.
По словам собеседника издания, клуб, созданный по инициативе Главы Дагестана Рамазана Абдулатипова, является единственной площадкой в России для обсуждения проектов в рамках международного транспортного коридора «СЕВЕР-ЮГ».
«Деятельность Клуба направлена на объединение ресурсов власти и бизнеса государств- членов международного проекта, а также стран -партнёров по диалогу, взаимное информирование и анализ подготовки инвестиционных соглашений. Деловой клуб ставит целью повышение финансовой и управленческой эффективности реализуемых международных инициатив, содействие в продвижении проектов, связанных с формированием транспортных и торговых потоков на пути Индия – Иран – Азербайджан – Россия – Европа с использованием геополитического положения заинтересованных стран и регионов», - отметил источник.
«В последние годы наша республика развивается достаточно убедительно по сравнению с другими субъектами Российской Федерации. Индекс промышленного производства в Дагестане сегодня составляет 137%. Это фактически первая позиция по стране. Располагая огромными возможностями для развития энергетического, агропромышленного и других направлений, Дагестан представляет собой привлекательный для инвесторов регион России. И в этом году федеральный бюджет выделяет республике дополнительно около 7 млрд рублей», - сообщил Рамазан Абдулатипов.
Глава региона напомнил, что производство овощей в Дагестане 4 года назад составляло всего 70 тыс. тонн, а сегодня – 739 тысяч тонн. «Раньше мы производили около 70 тыс. тонн винограда, а сейчас – более 150 тысяч тонн. Дагестан – это, прежде всего, богатейший аграрный регион. Мы занимаем второе место по производству винограда, а по производству овощей и баранины – первое. Но, вместе с тем, мы не используем огромный интеграционный потенциал, которым располагает Дагестан в силу своего географического положения», - констатировал руководитель республики.
Потенциальным центром формирования Каспийского транспортно-логистического и морского индустриального комплекса выступает Махачкалинский морской торговый порт, значительно превосходящий по ряду характеристик вероятные альтернативы. Это наиболее глубоководный и единственный незамерзающий порт России на Каспии, что позволяет одновременно обеспечивать прием судов (водоизмещением до 12 тысяч тонн) в круглосуточном и круглогодичном режиме на шести причалах общей протяженностью 913 метров. Кроме того, ММТП располагает единственной российской железнодорожной переправой на Каспии производительностью в 20 тыс. вагонов в год. Главные железнодорожные пути, примыкающие к территории порта, сохраняют резерв пропускной способности до 10 млн тонн в год.
Поблагодарив Главу Дагестана за идею создания делового клуба, Посол Исламской Республики Иран в РФ Мехди Санаи подчеркнул: «Это привлечет еще больше внимания к транспортному коридору «Север-Юг» и будет способствовать реализации наших общих целей. Воплощение в жизнь данного проекта принесет прибыль всем сторонам. Он приближает Россию на несколько тысяч километров к Югу. Плюсы есть тут не только для России и Ирана, но и для Индии, а также стран Средиземноморья и Персидского залива. Дагестан и Азербайджан, в свою очередь, смогут полноценно использовать свои транзитные возможности».
Со своей стороны, Рамазан Абдулатипов отметил, что таможенные и другие службы уже отработали многие вопросы функционирования Российско-Иранского «зеленого коридора». «Проект курирует Первый заместитель Председателя Правительства России Игорь Шувалов, что говорит об очень серьезном отношении Российской Федерации к этому проекту. Хочу подчеркнуть, что наилучшей возможностью для реализации этого «коридора» будет путь через Махачкалинский морской торговый порт, который имеет прямой выход на железную дорогу. Кроме того, он имеет преимущества по стоимости и срокам перегрузки товаров, в отличие от других путей транспортировки», – сказал Глава РД.
Начальник Управления таможенного сотрудничества Сергей Коноваленко подтвердил, что таможенные службы России, Ирана, Азербайджана и Индии активно занимаются данным проектом. «В настоящее время мы отрабатываем соглашение, которое позволит существенно упростить и ускорить таможенные операции по маршруту. А именно: планируется, что таможенный досмотр в одном из государств «коридора» будет признаваться всеми остальными», – пояснил он.
Представитель индийской компании «Стилман-трейдинг» Атул Упадхайяй заявил о готовности инвестировать в Дагестан: «Мы планируем совместно с заводом им. Гаджиева запустить производство разных видов насосов. Необходимые запасные части будут поставляться по транспортному коридору «Север–Юг». Также мы готовы создать совместное предприятие по производству оборудования для пищевой и химической промышленности и ещё дополнительно два завода для изготовления лекарственных средств. Так как Дагестан является накопительной базой зерна, мы планируем построить предприятие по глубокой переработке зерновых культур. Аналогичного производства на данный момент нет на территории России. Мы готовы к реализации данного проекта совместно с Дагестаном».
В свою очередь, представитель ЗАО «Азербайджанские железные дороги» Вугар Аскеров озвучил намерение поддерживать Дагестан во всех созидательных начинаниях: «В дальнейшем мы надеемся на благоприятное сотрудничество с руководством РЖД, Северо-Кавказской железной дорогой и Махачкалинским отделением Северо-Кавказской железной дороги».