В субботу 9 ноября 2013 года состоялось заседание Совета директоров государственной компании «Роснефть», сам факт проведения которого и принятые на нем решения были засекречены. Об этом сообщил источник в компании. Причина секретности в том, что на заседании обсуждался вопрос о реверсе нефтепровода Баку-Новороссийск, реализация которого потенциально может нанести России значительный ущерб.
По нефтепроводу Баку-Махачкала-Новороссийск в настоящее время транспортируется порядка 6 млн тонн нефти. Азербайджанская нефть в количестве 1,5-2 млн тонн в год поступала по маршруту Баку-Махачкала, где смешивалась с примерно 4 млн тонн нефти из Казахстана, Туркмении и каспийских месторождений «Лукойла». Между Россией и Азербайджаном действовало межправительственное соглашение, по которому Баку предоставлялся льготный тариф на прокачку. При использовании российской трубы Баку экономил на транспортировке нефти до рынков сбыта больше 10 долларов с каждой тонны по сравнению с использованием нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД).
В этом году прекращено действие межправительственного соглашения между Россией и Азербайджаном, то есть стоимость прокачки нефти вырастет (если будет заключено соглашение о коммерческой прокачке), но все равно маршрут Баку-Махачкала-Новороссийск и далее танкерные перевозки до Европы останутся выгоднее для Азербайджана, чем использование БТД.
В Минэнерго осенью состоялось совещание, на котором был затронут вопрос развития нефтеперевалки в порту Махачкалы. В ближайшее время, сообщили представители махачкалинского порта, перевалка нефти могла бы возрасти в два раза до 8 млн тонн в год, а к 2020 году −до 15 млн тонн. Увеличение перевалки нефти обеспечили бы расширение добычи на месторождениях «Лукойла», казахстанские и туркменские проекты. Махачкалинский порт особо важен для Дагестана, так как в республике практически нет других крупных налогоплательщиков.
Об идее реверса нефтепровода Баку-Махачкала-Новороссийск стало известно в августе после подписания соглашения о сотрудничестве между «Роснефтью» и Государственной нефтяной компанией Азербайджанской Республики (SOCAR). Реверс трубы чрезвычайно выгоден Азербайджану, так как выключает из возможных схем транспортировки каспийского сырья одного из основных игроков. Кроме нефти «Роснефти», которую глава компании Игорь Сечин обещал направить в БТД (основной акционер Бритиш Петролеум), в этом загруженный лишь на 60% нефтепровод пойдет вся нефть, ранее доставлявшаяся в порт Махачкалы. Перевалка нефти составляет четыре пятых загрузки порта, в отсутствии нефти порт быстро съежится, а то и закроется полностью.
Разговоры о реверсе трубы Баку-Махачкала-Новороссийск уже привели к изменению экспортных планов Казахстана и Туркменистана. В 2010 году казахи прекратили экспорт нефти через БТД из-за повышения тарифов на прокачку собственниками трубы. Туркмены предпочитали продавать нефть Ирану и Узбекистану, а в БТД направляли очень незначительные объемы. И вот на днях казахстанская компания "Тенгизшевройл" подписали соглашение об экспорте с 2014 года 4 млн. тонн нефти через Азербайджан ежегодно.
Реверс нефтепровода Махачкала-Новороссийску в сторону Баку помогут Азербайджану и Бритиш Петролеум загрузить полупустую трубу БТД и сократить свои убытки от ее эксплуатации, в том числе за счет увеличения тарифа в отсутствии конкурента. Россия потеряет нефтяной терминал Махачкалинского порта и политическое влияние в каспийском регионе. Так что у Совета директоров «Роснефти» были все основания засекретить от российских властей планы по реверсу махачкалинской трубы. Для Бритиш Петролеум, которая владеет порядка 20% акций компании, эти планы, естественно, секретом не являются.
По материалам газеты «Дагестанская правда» и htpp://kavkasia.net