О мероприятиях по укреплению межнациональных отношений, профилактике терроризма, сохранению традиционных семейных ценностей и формированию межнационального общения в школе рассуждает эксперт Общественной палаты России, социальный педагог, учитель «Основ мировых религиозных культур» в средней школе №50 Эльза Бегеева.
Не те ценности
В наше время, на мой взгляд, одна из важнейших функций школы – научить людей жить вместе. Именно в школе ребёнок должен знакомиться с толерантными установками. «Воспитание толерантности актуально и востребовано в наши дни в многонациональном Дагестане, где проживают люди самых разных наций».
Вспоминается притча. Встретились однажды верблюд и лошадь. Лошадь думает: «Какое уродливое животное: страшные горбы, странная шея, ненормальная голова». Верблюд думает: «И как обходится это несчастное животное без горбов, когда нет воды и пищи?»
Эта притча наглядно показывает, как людям трудно понимать и принимать друг друга.
Воспитание толерантности напрямую связано с разрешением проблем терроризма, экстремизма, нацизма, религиозных конфликтов.
Понимание сущности экстремизма, особенностей межэтнических и межконфессиональных отношений в обществе необходимо для эффективной работы по раннему предупреждению возникновения любых проявлений экстремизма. Молодёжь наиболее восприимчива к радикальным идеям в силу своей неопытности и порой отсутствия воспитательного наставничества со стороны родителей и общества.
К сожалению, отмечается, что в последнее время в сознании молодых людей стали культивироваться несвойственные российскому обществу и культуре моральные ценности. Молодёжь оказалась под жестоким воздействием антисоциальных явлений (национализма, насилия, наркотиков, криминала, проституции, СПИДа и т. д.). Причинами подобной ситуации являются в том числе и недостаточно эффективная и недостаточно широкая пропагандистская работа СМИ, падение уровня воспитания в семьях и учебных заведениях.
В основу педагогической деятельности учителя должно быть положено живое общение с детьми на основе живого слова. Умение выстраивать доверительные, неформальные отношения с учащимися – это путь к доброжелательному взаимодействию, пониманию, путь к педагогическому диалогу, в котором и учитель, и ученик являются субъектами конструктивной деятельности.
Дети и родители
Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребёнка: школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию.
Так как школа занимается не только обучением, но и воспитанием, она не может этого делать без участия родителей. Школа и родители должны договариваться о методах влияния на детей. Разница между людьми требует от них уважения к различиям, признания необходимости диалога и поиска общих ценностей – то есть быть толерантными. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и общаться с ними на основе согласия.
Формами общения учителей, родителей и детей являются родительские собрания, открытые классные часы, школьные праздники, спортивные соревнования, школа родительского ликбеза.
О многообразии культур и религий народов, населяющих Дагестан, национальных праздниках дети узнают из цикла мероприятий. «Жизнь была бы скучной и неинтересной, если бы люди не придумали праздники». Именно в праздниках лучше всего отражаются традиции каждого народа. Наша педагогическая задача – помочь учащимся обрести уважение к чести и достоинству каждого народа.
Я полагаю, что только крепкий союз школы и семьи поможет каждому ребёнку вырасти полноценным и активным гражданином.
Требуется совершенствование занятий по изучению традиций, обычаев, правил, фольклора, искусства на основе рационального сочетания форм и методов, направленных на постижение национальных и общечеловеческих ценностей.