«Опять эти женщины тупят» - недовольной гримасой выдал таксист, который спешил довезти меня во время до работы, но дама за рулем, впереди нас, явно никуда не торопилась. И подобная реакция на представительниц слабого пола за рулем, у мужчин-таксистов, наблюдалось мной не раз.
Красит губы
Большой простор для критики, особенно мужской, является женщина за рулем. Стоит издалека увидеть неумелое вождение, тут же следуют замечания - ну понятно, наверное, губы красит. Возможно, именно поэтому обстановка на дорогах усугубляется поведением мужчины, который бдительно следит за промахами женщины и старается потом всячески их саркастично высмеять.
Почему у представителей сильного пола до сих пор такое скептическое отношение к женщинам-водительницам? И это при том, что на махачкалинских дорогах, по примерной статистике ГИБДД, права на вождение автомобиля имеют свыше 20 процентов женщин. Казалось бы, пора бы уже привыкнуть и забыть все эти высказывания про «обезьяну с гранатой». Но как бы не увеличивалось количество дам за рулем – разговоров о них меньше не становятся.
У мозгов нет пола
Не стану утверждать, что между мужчиной и женщиной за баранкой нет никакой разницы. Разница есть, но нельзя не согласиться и с тем, что в экстремальных ситуациях поведение водителя зависит не от половой принадлежности, а от опыта, характера, темперамента.
По мнению психолога Замиры Идрисовой, мужчинам просто не нравится превосходство над ними:
- Лучше за рулем ездит человек, который имеет четкие цели, выработанный жизненный стиль, доверие к себе и любит себя. У мозгов нет пола, как и у рассеянности. Рассеянный человек плохо концентрируются за рулем. И неважно женщина это или мужчина. По моим наблюдениям, сильному полу просто не нравится конкуренция. Они хотят так поднять свою значимость и превосходство в глазах дам. А последние, как раз-таки многоканальны и умеют адаптироваться в любой среде и ситуации.
Никудышные гонщицы
То, что дорожные нравы в нашей республике не для слабонервных, знают даже те, кто никогда не садился за руль. По моим наблюдениям за 2 не полных года за рулем, могу сказать, что для большей части мужчин, автомобиль в первую очередь – это не средство передвижения, а средство получения адреналина. Просто передвигаться - слишком мало, да и скучно. Под капотом четырехколесного друга в среднем 300 лошадиных сил, и надо максимально использовать эту мощь. А вот женщины никудышные гонщицы. Возможно, нами руководит инстинкт самосохранения не только своей жизни, но и того, кто находится рядом.
Того же мнения и руководитель отдела пропаганды ГИБДД республики, подполковник полиции Исамагомед Султанов:
- С учетом растущего количества женщин на дороге, мы не можем точно говорить, кто чаще всего создает аварийные ситуации. И мужчины и женщины порой невнимательны и рискованны на дорогах. Говоря о слабом поле, признаюсь, что им мешает неуверенность, растерянность, именно это их и приводит к дорожно-транспортным столкновениям с ущербом для себя. Мужчины же наоборот – самоуверенны за рулем и превышают максимальную скорость движения. Хотя и среди женщин есть факты превышения скорости на федеральных дорогах. Вспомнился печальный случай, когда женщина на автомашине марки «Инфинити» разогналась на трассе, не справилась с управлением, машина несколько раз перевернулась и ее 14 – летний сын умер от полученных травм.
Лично я считаю, что женщина не должна водить машину – характер вождения, скорость реакции, внимательность отличаются от мужчин.
Престиж или необходимость?
На самом деле стоит задуматься над тем, что подтолкнуло женщину приобрести автомобиль: назло ехидным мужчинам или вызвать зависть подруг? Престиж и дагестанские понты? Как выяснилось после общения с несколькими автоледи, ни то ни другое не актуально в столь нестабильное время.
Как говорит переводчик в научной организации Милена Бжассо, машину её вынудило купить рождение ребенка, с которым ездить в общественном транспорте стало неудобно.
«Я не типичный представитель женской «фауны» в автодорожном «зоопарке» Махачкалы - смеется Милана - именно так его многие и называют - зоопарк. Подарков мне не дарили. Несколько лет назад за смешные деньги купила у друзей старенькую Ладу «Калину», бричку довольно суровую для молодой женщины. В такой машине трудно почувствовать себя дамой, возможно, поэтому я практически не чувствовала никакой дискриминации среди мужчин: "свой пацан", говорили они. Может быть, проблем не возникало из-за опыта вождения 8 лет, из-за манеры вождения за эти годы, слава Всевышнему, пара царапин и никаких серьезных ситуаций на дороге. Хамы на дорогах встречаются, но это те, кто хамит всем - тут я не вижу дискриминации. Не раз мужчины спешили на помощь, если какая-то проблема с авто, но они и друг другу помогают также на дороге. Единственный момент: некоторые "джентльмены" стараются уступить дорогу в неположенном месте, создавая тем самым аварийную ситуацию. Сейчас езжу на новой машине и ничего, в принципе, не поменялось. Мне кажется, дискриминацию на дорогах испытывают те, кому сложно приспособиться к бешеному ритму движения в Махачкале. А у нас оно своеобразное».
Мужчины не против
Не смотря на то, что Милане попадались по большей части воспитанные мужчины, те же в свою очередь не хотят, чтобы они им составляли конкуренцию на дорогах. Из 20 опрошенных «АиФ» мужчин 12 против того, чтобы женщина садилась за руль «железного коня», считая, что их призвание быть хранительницами очага, а не пытаться встать наравне с мужчинами, меряясь силами и привилегиями. Пятеро сказали, что нет разницы какого пола водитель, ведь и среди мужчин попадаются «блондинки», которым не стоило выдавать права вообще. И лишь двое не скрывая восторга, ответили, что женщина за рулем – находка для мужа, который не прочь отдохнуть с друзьями.
Анекдоты про автоледи, видео с неумелыми попытками парковки женщин, шутки среди мужчин были и будут, пока вертится земля, но никто не отменял процесс эмансипации, и вряд ли это кто-то сможет сделать. Количество женщин за рулем не уменьшится, а с каждым годом будет все больше и больше, так что мужчинам стоит быть более терпимыми, а если уж и выяснять отношения, то помнить что перед ними в первую очередь представительница прекрасного пола, а потом уже женщина-водитель.