О том, что с защитой прав и свобод гражданина в Дагестане существует множество проблем, а откровенные нарушения в этой области стали для нас порядком вещей, не писал разве что только ленивый.
Каково выступать защитником прав граждан мы поговорили с Уполномоченным по правам человека в Республике Дагестан Уммупазиль Омаровой.
Ничего изменить нельзя?
- Вы как-то говорили, что никакими законами в Дагестане не изменить ситуацию в лучшую сторону, пока сами граждане не начнут уважать права окружающих их людей. Означает ли это, что мы настолько привыкли жить в условиях нарушения прав, что даже разучились уважать права друг друга?
- В ряде случаев так и есть. Мы можем принимать хорошие законы, но пока не научимся уважать права соседа, попытки соблюсти правопорядок повиснут в воздухе. К сожалению, по роду своей деятельности я часто сталкиваюсь с такими ситуациями. Поэтому у нас должно сложиться четкое понимание, что необходимо, прежде всего, начинать с себя, приучать себя к уважению к закону, к соблюдению прав окружающих людей. В то же время достаточно распространено среди граждан мнение, что «от простого человека ничего не зависит», «ничего изменить нельзя». Ряд проблем в повседневной жизни можно было бы избежать посредством самоорганизации граждан, в частности, в жилищные объединения (ТСЖ, управляющие организации) для решения жилищно-коммунальных вопросов, территориальные общественные самоуправления, в том числе для благоустройства территории соответствующего муниципалитета и т.д.
Бесспорно, органы власти должны создавать условия для проявления гражданской инициативы населения, однако сами граждане сегодня не готовы к активным действиям по отстаиванию своих прав и законных интересов. Нет элементарной правовой культуры.
- По каким жалобам чаще всего поступают обращения в аппарат Уполномоченного по правам человека РД?
- Безусловно, наиболее уязвимыми являются социально незащищенные категории населения – инвалиды, пенсионеры, дети, многодетные семьи и т.д. К сожалению, на сегодняшний день деятельность государства в социальной сфере не всегда достаточна и действенна, что в итоге способствует нарушениям прав данной категории лиц, поэтому и большинство обращений на нарушение социально-экономических прав. В частности, за 9 месяцев 2015 г. поступило 476 таких жалоб, и, как правило, касаются они вопросов предоставления социальных мер льготной категории граждан, выплаты пособий, установления инвалидности, бесплатного предоставления лекарственных средств, технических средств реабилитации, постановки на жилищный учет детей-сирот и т.д.
Хотелось бы отметить также и сферу ЖКХ – одну из самых острых и болезненных тем на сегодняшний день. Наша республика входит в десятку субъектов России, имеющих наибольшую задолженность по оплате коммунальных платежей. Для решения этой проблемы, по согласованию с аппаратом полномочного представителя Президента РФ в СКФО, Правительством Республики Дагестан совместно с ресурсоснабжающими организациями разработан комплексный план мероприятий по ликвидации задолженности за поставленные энергоресурсы. Вместе с тем, нарушаются и права добросовестных плательщиков, которые, несмотря на имеющиеся на руках документы, подтверждающие своевременную оплату, получают извещения о наличии задолженности.
В целом, для аппарата Уполномоченного по правам человека в РД важно не просто восстановление прав тех, кто к нам обратился, но и реальное устранение причин, повлекших нарушения. Зачастую за отдельными обращениями выявляются нарушения прав целых категорий граждан.
Любое право – в приоритете
- К вам поступает много обращений. По каким принципам происходит их выборка, к примеру, на какие обращения приходится отвечать незамедлительно?
- В месяц мы получаем около 100 обращений. Закон Республики Дагестан «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Дагестан», определяя компетенцию республиканского омбудсмана, не устанавливает «приоритетные» жалобы граждан, требующие незамедлительного реагирования. Сроки рассмотрения обращений граждан установлены законом. Однако в ряде случаев ко мне поступают обращения, когда существует угроза жизни и здоровью граждан, например, при похищениях, незаконных задержаниях и т.д., конечно, в таких ситуациях требуется незамедлительное вмешательство.
«Горячие» линии
- Кто и чьи права чаще всего нарушает?
- Сама ситуация с соблюдением прав наших граждан зависит от слаженной работы всей системы государственных органов, обеспечивающих защиту этих прав и их восстановление. Свою задачу я вижу в том, чтобы не нагнетать проблемную ситуацию, а сделать так, чтобы ее услышали органы власти и приняли меры для ее решения. К примеру, сегодня весьма актуальны вопросы, связанные с выделением финансовых средств, необходимых муниципальным образованиям для осуществления государственных полномочий по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в частности, для малоимущих семей. Отсутствие средств не может быть основанием для ограничения прав граждан.
Поступают жалобы граждан на задолженность по заработной плате. Буквально в прошлом месяце мы проводили «горячую линию» по вопросам применения законодательства о труде. В результате большая часть поступивших звонков – это жалобы, касающиеся задолженности по оплате труде. Так, по информации прокуратуры Республики Дагестан на 1 сентября этого года, задолженность по заработной плате в республике составила около 47 млн рублей, из них скрытая – 19 млн. А ведь при надлежащей работе органов власти при обращении граждан часть вопросов могла бы быть решена.
В режиме нон-стоп
- Насколько независимой Вы, как Уполномоченный по правам человека в РД, чувствуете себя от органов власти республики?
- С одной стороны, институт Уполномоченного по правам человека представляет собой дополнительный механизм защиты прав граждан, и институт этот независимый. С другой стороны, Уполномоченный является своеобразным связующим звеном, «обратной связью» между властью и обществом, выявляя факты нарушения прав и предлагая рекомендации по их устранению. И чтобы решать проблемы граждан нужно взаимодействовать с властью и находить с ней «общий язык». Я признательна руководству республики за поддержку в своей работе.
- Как на сегодняшний день происходит взаимодействие между аппаратом Уполномоченного по правам человека в РД и правоохранительными органами?
- Мы достаточно конструктивно взаимодействуем с правоохранительными органами, заключены соглашения о взаимодействии в сфере соблюдения прав граждан, я принимаю участие в коллегиях и совещаниях ведомств силового блока.
В то же время, не могу не отметить, что граждане продолжают жаловаться на действия (бездействие) сотрудников правоохранительных органов, хотя общее количество таких обращений снижается. При этом жалуются и подозреваемые (обвиняемые), и потерпевшие. Проблематика жалоб остается неизменной на протяжении ряда лет: это необоснованность привлечения граждан к уголовной ответственности, отказы в возбуждении уголовных дел; применение незаконных методов ведения следствия; непринятие мер к раскрытию преступлений и др.
- Каковы ближайшие планы по повышению эффективности работы омбудсмена Республики Дагестан Вы ставите перед собой и своим ведомством?
- Если говорить о будущем, то основной акцент моей деятельности будет направлен на повышение эффективности реализуемых нами задач. Конечно, это, прежде всего, содействие в восстановлении нарушенных прав граждан. Важно работать с каждым заявителем, помогать в поиске наиболее оптимального с правовой точки зрения решения его вопроса. При этом мы должны понимать, что защита прав человека требует усилий всего общества (органов власти, их должностных лиц, граждан). Только таким образом можно оказать влияние на воспитание культуры соблюдения прав человека и гражданина.