Примерное время чтения: 8 минут
172

Последнее плавание: Теплоход «Булгария» тонул с музыкой…

Среди пассажиров были около 50 детей и беременные женщины

Вечером в воскресенье в речном порту собрались взволнованные родственники – большинство туристов – казанцы, есть челнинцы и несколько жителей Минска. Они ждали прибытия теплохода «Арабелла», взявшего на борт потерпевших бедствие. Люди не находили себе места - среди пассажиров «Булгарии» было много детей и беременных.

- У меня поехали в турпоездку три сестры, - кричит Сания Хусаинова. – Одной 63 года, другим по 55 лет. Я тоже должна была ехать с ними, а сейчас ничего о них не знаю! Пропали или в тяжёлом состоянии?

Около 9 часов вечера «Арабелла» причаливает в казанском речном порту. Пострадавших выводят за руки, имя каждого объявляют в рупор. К ним бросаются родственники. Ревут в полный голос и женщины, и мужчины. Среди пассажиров теплохода были около 50 детей и беременные женщины.

Люди сходили с ума, пытались залезть на плоты, почти переворачивали их

Руслан Забиров с женой Лией 1 июля отметили годовщину свадьбы, а 13 июля должны были узнать пол ребёнка – Лия была на 5-м месяце беременности. Супруге спастись не удалось.

- Я не знаю, как спасся, меня просто выбросило наружу, - говорит Руслан. Его руки и ноги в бинтах и зеленке. – В воде было много мазута, люди сходили с ума, пытались залезть на плоты, почти переворачивали их. Только когда скрепили четыре вместе, они стали устойчивыми. Так мы просидели в воде полтора часа. До последнего момента на тонущем теплоходе играла музыка. Как в «Титанике».

- Моя жена Фаина до последнего сомневалась, стоит ли ехать, - Ильфат Валлиуллин, пытающийся узнать судьбу супруги уже вторые сутки, не скрывает слёз. – Дождь шёл, её это встревожило. Я сказал: «Решай сама». Вот она и решила, вызвала такси. Потом мы с ней созванивались, она опять жаловалась на погоду, на сильный ветер. Говорила экскурсия неудачно прошла, жалела, что поехала.



Наталье Макаровой ваучер на поездку вручили на заводе. В путешествие она отправилась с мужем и 10-летней дочкой Юлей. Когда теплоход стал заваливаться на бок, супруги находились в каюте, Юля – на палубе.

- Мы даже не поняли, что происходит, думали, так бывает. Прибежала дочка с криком, что судно тонет. Откуда она узнала, неизвестно, - рассказывает женщина. – Мы не были застрахованы, даже не знали, что в каюте лежат жилеты. Когда теплоход перевернулся, меня понесло водой, непонятно: где пол, где потолок. С дочкой нас раскидало в разные стороны. Дочь нас спасла, я очень хочу, чтобы она выжила.

Расспрашивать больше её мы не посмели, и Наталью увели родственники.

Шлюпки опрокинулись вместе с судном, на всех пассажиров было только два плота

По свидетельствам очевидцев, можно было спастись чрез люки в трюмах. Но они были очень узкими и пролезть в них мог не каждый. Части пассажиров, оказавшейся в воде, кое-как удалось соединить плоты. И пока люди пытались выжить, мимо прошли две баржи. Экипажи не тронули отчаянные призывы о помощи. О том, что на двух суднах (по некоторым данным это были нефтеналивной танкер и баржа) видели, что произошло и не помогли утопающим, говорили все очевидцы. Сейчас выясняется, какие суда проходили в этом месте днём.

Как рассказали «АиФ-Казань» в Приволжской транспортной прокуратуре, в момент бедствия удалось спустить на воду лишь спасательные плоты (они автоматически раскрываются и надуваются). А вот шлюпки были опрокинуты вместе с судном.

Успели ли с «Булгарии» подать сигнал бедствия, выясняется? Видимо, да, поскольку следом идущая «Арабелла» пришла на помощь, и первый сигнал о крушении поступил в органы от нее.

До сих пор неизвестно и сколько человек было на теплоходе. Среди спасённых оказалось много незарегистрированных пассажиров. Даже спустя сутки в татарстанском МЧС затрудняются ответить на этот вопрос.

На пределе возможностей

Как сообщили «АиФ-Казань» в приволжской транспортной прокуратуре, собственником судна является ОАО «Камское речное пароходство», арендатором – пермская компания ООО «Бриз». В Казани находится лишь субарендатор - «Аргоречтур». Судну уже больше 25 лет (выпущено в 1955 году). Поэтому порядок допуска таких судов к эксплуатации предполагает ежегодное освидетельствование. Кроме того, есть свои требования к проведению капремонта. Судно

поднимают из воды, осматривают днище и все механизмы. Последний капремонт на этом судне был в 2007 г. Другое дело, соблюдались ли сроки проведения этого ремонта? Пока все эти документы находятся в Перми. Известно, что новый ремонт должен был пройти в зиму 2011-2012.

15 июня судно прошло освидетельствование, но не в Казани, а в Перми, Камском филиале Российского речного регистра. Сейчас через Уральскую транспортную прокуратуру эти документы затребовал Приволжский транспортный прокурор Сергей Белов.

Добавим, что «Булгария» - не единственный старожил пермской компании. Большая часть ее «флотилии» построена в 50-60-е годы. Любителям речных круизов из Татарстана хорошо известны теплоходы «Жолио-Кюри», «Борис Полевой», «Ф.И.Панфёров», которым уже тоже по 50 лет.

«Такие суда плавать уже не должны! Их максимальный возраст – 30 лет, - на условиях анонимности рассказал эксперт Зеленодольского судостроительного завода им. Горького. - К тому же налицо сразу несколько грубых нарушений: на теплоходе был явный перегруз – вместо 100 пассажиров, которые могли быть на судне такого класса, там было 195. А ведь Российский речной регистр после того, как судно прошло освидетельствование, дает чёткие указания: где оно должно ходить, на каком расстоянии от берега, сколько пассажиров может перевозить. К тому же пассажиры не были в полной мере обеспечены спасательными средствами: раскрылись только два надувных плота. Видимо, спасательные средства давно не проверяли».

Согласно официальной версиии Приволжского следственного управления на транспорте Следственного комитета РФ, ещё при выходе из Казани на теплоходе был неисправен главный левый двигатель, но, несмотря на это, он вышел в рейс. А когда «Булгария» отправлялась обратно в Казань, у судна имелся правый крен, что может быть следствием неосвобожденных канализационных емкостей и наличия топлива только в правом баке.

«Страшно подумать, что с ним будет осенью»

То, что с судном уже давно было неладно, было ясно еще до трагедии. На специализированном форуме в интернете riverforum.ru пользователи - профессионалы-речники и любители обсуждали техническое состояние «Булгарии»:

«Несмотря на все невзгоды, "Булгария" работает в навигацию 2011 года. Крен на правый борт не исчезает!

«Булгария пришла в Пермь с опозданием в 5 часов, шли на одной машине, с жутким креном на левый борт, бедные туристы, ходил по ней с подобным креном в затоне, очень неудобно.... этот крен болезнь 785-х».

«Господи, а что у него с кормовым якорем-то…»

«Встречал его, пришёл еле-еле, - пишет 30 июня пользователь Антон Тюрин При подходе левым бортом, отдали левый якорь!!! Причем с помощью волшебной кувалды, с удара так с пятого.... Несложно сделать вывод, что у них какой то «косяк» с железом брашпиля, у них брашпиль имеет один мотор»

5 июля, за 5 дней до трагедии, Антон Тюрин написал еще одно сообщение: «Состояние у судна крайнее, команда не лучше, судно просто грязное! Провожал его из затона в 2010 году, оно было в хорошем состоянии, за навигацию 2010 его «ушатали», а новый арендатор топливо залил, и поехали... Страшно подумать, что станет с ним к осени...»

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (5)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах