Каковы же причины распространения этого явления и как с ним бороться? На эти и другие вопросы корреспонденту «АиФ Дагестан» ответил кандидат философских наук, ведущий преподаватель Полицейского колледжа Абакар Амирбеков.
Благоприятная почва
- Абакар Габибович, вы философ, социолог и юрист, работали в госорганах, преподаете в вузах, ведете научную работу. Кому, как не вам, задать такой необычный вопрос: есть философия истории, философия права, а можно ли говорить о философии или антифилософии экстремизма и терроризма?
- Разумеется, философскому анализу и социологической оценке поддаются любые явления общественной жизни и проблемы мирового развития, в том числе экстремизм и терроризм. В настоящее время понятие «терроризм» в различных странах и регионах понимается по-разному. И здесь существуют двойные стандарты. Посмотрите. Все противоположные воющие между собой силы в Ираке, Сирии, арабском Востоке друг друга называют террористами. Появились определения «умеренная» и «неумеренная» оппозиции. Что далеко ходить? Вооруженные силы Украины обстреливают мирные города, школы и детские сады и при этом говорят, что проводят антитеррористическую операцию. При этом США, страны ЕС на все это одобрительно кивают головой. В результате сами оказались заложником своей беспечности и двойных стандартов и, очевидно, надолго останутся зажатыми в тисках экстремизма и терроризма.
- Какие надо принять меры, чтобы развенчать и дискредитировать антифилософию экстремизма-терроризма?
- Это уже вопрос мировой политики, так как экстремизм и терроризм приобрели глобальный характер. До тех пор, пока ведущие мировые державы, их политики не придут к единообразному пониманию сути этих явлений, никакие меры не помогут. Более того, идеи и идеологию террористов США странами ЕС используются для достижения своих меркантильных экономических и политических целей. Я уже говорил, что заигрывание с деструктивными элементами в конечном итоге приводит к распространению этих явлений и в некогда благополучных странах Европы.
Достижения корыстных целей
- Теперь вернемся к нашей дагестанской действительности. Как же так получилось, что идеология экстремизма и терроризма получила определенное распространение и в нашей республике?
- Новые реалии развития Дагестана требуют новых аргументов в объяснении экстремизма, радикализма и терроризма. Общеизвестно, что экстремизм и терроризм в любой форме проявления представляют собой различные формы радикального отрицания существующих общественных норм и правил в государстве со стороны отдельных лиц или групп, и они получают распространение в обществе, если для этого уже создана «благоприятная почва». Эти явления вообще чужды образу мыслей и образу жизни дагестанцев. Однако в течение длительного периода времени в обществе различного рода эмиссарами и идеологами распространялась идеология экстремизма и терроризма. Более того, все это обосновывалось религиозной целесообразностью, хотя истинная вера не имеет никаких атрибутов экстремизма и терроризма.
- А что же является, на ваш взгляд, благодатной почвой для распространения этих явлений?
- Никто не будет спорить с тем, что дагестанцы обостренно, эмоционально воспринимают несправедливость. Например, несправедливое распределение материальных благ, имущественное неравенство, глубокий водораздел между действующей властью и народом. Их причины лежат в тотальной коррумпированности органов государственной власти, резком имущественном расслоении населения, социальной дезориентации части граждан, их недостаточном образовании, кризисном состоянии общества, слабых институтах общественного контроля и неэффективности существующей правовой системы. В частности, межконфессиональные противоречия, сущность которых выражается в явном и латентном столкновении и противоборстве интересов и целей различных групп, приобретают в настоящее время особую остроту. В этих условиях, к сожалению, приходится констатировать, что в Дагестане не выработана сплачивающая его жителей общенациональная, общедагестанская идея. В определенной степени из-за этого те или иные противоречия в межконфессиональных отношениях в настоящее время проявляются в самой жесткой форме – межконфессиональных конфликтах, экстремизме и терроризме. В Дагестане, на первый взгляд, созданы все условия для реализации конституционного права на свободу вероисповедания, но остро стоит проблема экстремизма и терроризма, прикрываемая религиозными лозунгами. Анализ объективной информации и субъективных оценок мониторинга общественного мнения показывает, что определенными группами дагестанцев религия используется исключительно для достижения своих корыстных целей, распространения своего влияния в республике для последующего утверждения в социально-экономической, политической и культурной сферах республики.
Во время выборов в органы государственной власти Дагестана разных уровней чиновники довольно-таки активно используют религиозный фактор и духовных лидеров для достижения своих целей. Более того, нередки случаи, когда методом подкупа в органы власти попадают люди с сомнительной репутацией, которые впоследствии занимаются личным обогащением и решением проблем своих близких родственников. В результате у части населения появляются чувства озлобленности, безысходности, беспомощности, и люди ищут правду и помощи вне государственных институтов власти. Это, в свою очередь, служит благодатной почвой для пополнения рядов радикально настроенных экстремистов и террористов, распространения экстремистских идей среди населения, чем непременно готовы воспользоваться радикальные лидеры и их духовные наставники в стране и за рубежом. Очевидно, что основными причинами распространения экстремизма, радикализма и терроризма в республике являются внутриполитические.
Эшелоны власти
- Вы преподаете в вузах и колледжах республики. Как в учебных заведениях проводится профилактика экстремизма и терроризма?
- Следует отметить, что с каждым годом уровень знаний выпускников школ становится все ниже и ниже. Это результат общероссийской государственной образовательной политик. Благо, ныне в центре начинают понимать ущербность этой системы. Это предмет отдельного рассмотрения. А вот на счет профилактики идеологии экстремизма и терроризма. Постоянно на всех научно-практических конференциях данная тематика присутствует. Проводятся встречи с работниками правоохранительных органов, религиозными деятелями, учеными экспертами. Однако молодежь уже приходит в вуз с обостренным чувством справедливости, когда указывают на наличие правового нигилизма в обществе. Задаются вопросом, зачем главе администрации района или города нужна охрана, да еще в таком количестве? Более того, в городе нередко бывали случаи, когда несколько машин с одинаковыми номерами и одинаковой марки сопровождали какого-то чиновника. Это уж точно не был В.В. Путин. Если не навести порядок в эшелонах власти, невозможно стабилизировать общественно-политическую ситуацию в республике… Таковы противоречивые реалии нашего дагестанского бытия.