Большие симпозиумы, крупные форумы, международные конференции, круглые столы, заседания, выставки, другие мероприятия, посвященные борьбе с идеологией экстремизма и терроризма, проводятся в России, в том числе в Дагестане с завидной регулярностью.
Способы вербовки
На территории России эту борьбу на деле проводят спецслужбы, причем можно отметить определенные успехи в этой борьбе. А различные научные и околонаучные сообщества, институты изучают причины радикализации молодежи и предлагают собственные методы борьбы с идеологией экстремизма и терроризма. Зачастую ученые путаются в терминологии, уходят в глубокие философские аспекты проблемы религиозного экстремизма и терроризма.
Все это происходит в параллельных плоскостях. Представители спецслужб не следуют рекомендациям ученых, скорее, они о них и не знают, а результаты работы силовиков исследователи узнают из средств массовой информации.
Сегодня с сожалением можно констатировать то, что достаточно большая часть исследователей не видит истинной причины ухода молодых людей к идеологии исламского радикализма и не понимает, почему то в одном, то в другом регионе страны возникают вспышки экстремистских настроений. Причиной объявляют отсутствие социальных лифтов для молодежи, массовую безработицу, притеснение со стороны правоохранительных органов, коррупцию и множество других неверных по сути объяснений. В качестве источников информации социологи, исследующие вопросы радикализма, используют студентов вузов, случайным образом организованных респондентов, которые не имеют никакого отношения к исследуемой тематике.
Мы не будем говорить о лидерах экстремистов, организаторах и агитаторах, которые занимаются пропагандой антигосударственных идей. Будем говорить о молодых людях – неофитах идеологии религиозного экстремизма.
Борьба с лукавым
Базой для работы идеологов так называемого «чистого» ислама с молодежью является очень слабое светское образование, заполнение этого вакуума образованием религиозным, зачастую бессистемным, рост количества молодых людей, обращающихся к исламу, которые в поисках для себя правильного пути, не имея серьезной образовательной базы, легко попадают под влияние клерикалов.
Отличие методов работы представителей ортодоксального течения с молодыми людьми от идеологов «традиционного» ислама в том, что первые работают с молодыми людьми адресно и последовательно. Они начинают учить религии исподволь, шаг за шагом, с самых азов, давая методичные и последовательные толкования самых основ религии – 5 столпов Ислама, 6 столпов веры, 8 пунктов понимания шахады, и так далее. И только тогда, когда молодой человек проникается верой, выполняет все фарзы, начинает и заканчивает свой день так, как положено соблюдающему мусульманину, начинается настоящее обучение «чистому» исламу. Это течение использует те переводы смыслов Священного Корана и Сунны Пророка Мухаммеда, которые выделяют джихад не как основу борьбы с самим собой за свою нравственность, а как борьбу с неверными за утверждение религии Ислама на всей земле.
Существует несколько ключевых моментов, отделяющих ортодоксов от так называемого «традиционного» ислама. Одно из них заключается в том, что Коран запрещает убивать верующего осмысленно и предупреждает, что убийцу ждет вечный ад (Коран, 4:93), а толкования ученых салафитского толка противоречат самой Священной Книге и утверждают о том, что Всевышний может простить за это прегрешение, если произнести Тавбу (покаяние).
Согласно логике салафизма любая форма власти – политической и судебной, которая не соответствует Корану и Сунне во всех деталях, является властью от Тагъута (лукавого) и необходимо бороться с ней любыми способами. И ее представители являются для салафитов кяфирами – вероотступниками и их необходимо уничтожать.
Те, кто погибает в борьбе с «неверными», утверждают ортодоксы, автоматически становятся шахидами и попадают в рай, заслужив довольство Аллаха, для поклонения которому люди и были созданы. И поэтому земная жизнь людей – это только подготовка к жизни загробной, и в этой жизни не нужны никакие удобства и условия, главное, жить и бороться на пути Аллаха в той форме, в которой ее понимают салафиты.
По мнению представителей салафизма, человек выходит из Ислама, если он не совершенствует себя в религии, не изучает основы веры, не изучает Коран и сунну, не продолжает свои занятия по углубленному изучению Ислама постоянно. А Ислам салафиты трактуют и преподают по-своему.
Обучение салафиты производят адресно, то есть к каждому потенциальному последователю салафизма прикрепляется учитель, под контролем которого ученик накрепко запоминает основы религии и через какое-то время сам становится готовым к тому, чтобы учить неофитов. Это дает эффект пирамиды и может вызвать неконтролируемый рост количества сторонников салафизма. А для того, чтобы молодой человек полностью проникся чуждой нам идеологией, хватает двух-трех месяцев.
Терпимость и насилие
Книги, аудио- и видеозаписи лекций представителей салафизма легко доступны и часто передаются или пересылаются от одного салафита к другому. А проповеди таких экстремистов, как Саид Бурятский, ликвидированный в спецоперации еще в 2010 году, легки для восприятия. Они оседают в мозгу молодых людей, не защищенных элементарными основами знаний, в том числе теологических.
К сожалению, представители «традиционного» ислама не могут сегодня похвастаться алимами, которые могут ярко и доступно объяснять основы исламской религии, доказывать свою правоту в заочном споре с адептами салафизма, убеждать молодежь в своей правоте.
На наших глазах способы вовлечения молодежи в экстремизм меняются – происходит переход к виртуальным методам. В последние несколько лет немало молодых людей уехало воевать за «чистый» ислам в Сирию после их обработки через Интернет. Необходимо организовать противовес этому – активную работу в социальных сетях с теми, кто еще не прошел точку невозврата. И обязательно применять прямые способы борьбы: оперативная блокировка тех сайтов, которые пропагандируют религиозную, расовую, национальную нетерпимость и насилие.
Как отметил член экспертного совета при АТК РД Гаджи Малучиев, «необходимо работать с прессой, средствами массовой информации, с издателями книг. Все тексты, связанные тем или иным способом с религией, должны проходить жесткую цензуру. Не раз на страницах республиканских «независимых» газет появлялись статьи, призывающие, иногда завуалированно, к «чистой» религии и борьбе с властью, которую авторы этих статей объявляют нелегитимной. Важным является выявление и закрытие печатных изданий, содержащих учение ваххабизма и не соответствующих канонической религии».
Крайне важно обучать имамов «традиционного» ислама, как надо вести проповеди, как объяснять основы Ислама, как доказывать, что это религия добра, мира и созидания. Основы ораторского искусства – тоже неплохой курс для подавляющего большинства дагестанских официальных религиозных деятелей.
Очень важны регистрация и аттестация всех исламских учебных заведений и, конечно, постоянный контроль над ними. Не допускать смешивания светского и религиозного образования. Не должно быть высших учебных заведений, где основой являются религиозные «науки».
Необходима адресная работа с каждым молодым мусульманином, методичное и последовательное обучение каждого стремящегося к религии ее основам с прикреплением учителя к каждому ученику. Работа в школах, вузах, спортзалах, мечетях – во всех местах, где собирается молодежь. Привлечение к этой работе молодежных организаций республики.
Нужны определенные формы взаимодействия исследователей с работниками спецслужб в борьбе с проявлениями религиозного экстремизма и терроризма.
Работе по борьбе с терроризмом и религиозным экстремизмом в республике следует придать приоритетное значение. То, что в последнее время стало меньше террористических актов и убийств сотрудников милиции и религиозных деятелей, не повод расслабляться. Нужна разработка последовательной программы борьбы с экстремизмом, основанная на четком понимании причин его возникновения и способов его искоренения.
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.