В далеком 1953 году в Дербенте в небольшом неприспособленном помещении открылась необычная школа. Время было тяжелое, послевоенное, еще возвращались после лечения тяжело раненные на фронтах бойцы, и необходимо было восстанавливать потери не только в армии, но и в медицинских кадрах. Новая школа этим и занялась – своевременным обеспечением специалистами лечебных учреждений Дагестана. Первый набор составлял 40 человек. Предположить, что спустя 65 лет у этой школы будут такие юбилейные итоги, никто тогда не мог.
Жажда к знаниям
Школа со временем стала училищем, а ныне и вовсе колледжем, носящим имя уроженца Дербента, прекрасного хирурга и новатора Гавриила Илизарова. Светлое четырехэтажное здание, оборудованные классы для теоретических и практических занятий, актовый зал площадью 200 м², конференц-зал почти на 130 м², свежеотремонтированный спортивный зал, футбольное поле, площадка для воркаута, светлая уютная столовая, где можно насытиться комплексным обедом всего за 50 рублей, общежитие на 20 комнат с кухней, оснащенной современными плитами и холодильниками, в постирочной установлены две стиральные машины-автомат, три душевые – представьте, что те первые учащиеся попали сейчас в эти условия. Или наоборот – наших студентов закинуть на пару часов в 1953, в полуголодное, бедное существование, но с огромной жаждой к знаниям, к получению любимой профессии. Представили? А теперь вернемся в реальность.
Попадаем на территорию колледжа. Тут чисто и ухоженно. Молоденький парк фруктовых деревьев, около каждого табличка с именем ветерана войны – патриотизм начинается не с громких слов, а с полезных дел. Сосны, ровные дорожки, парковые скамейки.
Преображенное, отремонтированное и снаружи, и внутри, четырехэтажное здание колледжа. Углом к нему – спортзал, в нем только завершается основательный ремонт, вставлены новые окна, проведено отопление. У входа в учебный корпус турникет – веление времени, необходимость. Девочек тут большинство, и надо надежно защищать их от навязчивых ухажеров.
Директор колледжа Светлана Абдурашидовна Гамзатова, заслуженный врач РД, кандидат экономических наук, победитель Всероссийского конкурса «Лучшая женщина России» в номинации «Здравоохранение», член Общественной палаты РД, член президиума Совета директоров ссузов РД, председатель правления ДРОО «Алые паруса», говорит о своих студентах как многодетная мать о родных детях:
− Конечно, за 65 лет в процессе обучения изменилось многое, и даже не с тех лет – за последнее десятилетие медицина шагнула вперед. За время моей работы здесь два раза изменились образовательные стандарты, сейчас мы работаем по образовательным стандартам 4-го поколения.
Наши дети – это то, что мы оставляем после себя, наше продолжение. И оттого, сколько тепла и усилий мы в них вложим, зависит и наше, и их будущее. Сегодня у нас на четырех отделениях обучается 1555 студентов. Идет подготовка на лечебном, акушерском и сестринском отделениях, в этом году лицензировано еще одно направление – лабораторное.
Качественно обучить
Наша основная задача – качественно обучить наших студентов, и все остальные виды деятельности должны быть подчинены ей. А педагогический коллектив Дербентского медицинского колледжа всегда был и остается квалифицированным и профессиональным. Подготовку специалистов ведут 45 преподавателей, 20 из них имеют высшую и первую квалификационные категории. Восемь преподавателей имеют почётные звания «Заслуженный врач», «Заслуженный учитель», «Заслуженный работник здравоохранения» и «Отличник здравоохранения».
− А чему учат сегодня в колледже?
− В современном колледже идет обучение современным технологиям: телемедицине, электронному документообороту, работе с информационными системами для медучреждений. И если учебные планы не соответствуют этому ритму жизни, мы их корректируем совместно с руководителями некоторых ЛПУ и врачами городских поликлиник – обсуждаем совместно, включаем в планы новые темы.
Сейчас наши рабочие программы практикоориентированы. Мы постепенно переходим на дуальное обучение, которое принято в Европе: будущий специалист прямо на рабочем месте приобретает профессиональные навыки, умения, компетенции − он подготовлен к работе и мотивирован на практическую деятельность. И с прошлого года мы ввели первичную аккредитацию выпускников и выдачу сертификатов. Это дает допуск к работе по специальности в течение 5 лет.
И со следующего года госэкзамены вместе с преподавателями будут принимать представители лечебных учреждений, которым нужны подготовленные нами специалисты.
− И студентам теперь придется сдавать экзамены с ориентиром на практические навыки?
− Так было и раньше, каждый ответ состоял из теоретической и практической части. Во второй части студенты должны четко расписать алгоритм каждой манипуляции, которую они производят, начиная с правильного надевания одноразовых перчаток на руки. Другое дело, что в присутствии практиков из поликлиник и больниц делать это будет немного сложней.
На лучших условиях
− То есть вы учебный процесс корректируете с учетом того, с чем выпускники столкнутся на выходе?
− Конечно! У нас и доклиническая база отличная. В главном корпусе 48 аудиторий, из них11 лекционных. Все кабинеты оснащены наглядными пособиями, проекторами, муляжами, компьютерами. Представьте, какие знания можно получать на занятиях информатикой, если на группу было 2 стареньких компьютера? Теперь на каждого занимающегося есть моноблоки с подключением к Интернету.
Наши учебные планы приближены к реалиям, и это относится не только к информатике. Мы оснастили библиотеку колледжа как внушительным фондом учебной литературы, так и электронной литературой. Практическое обучение начинается на муляжах, на симуляторах, тут студенты имеют возможность отработать до автоматизма алгоритмы манипуляций, до выхода на настоящую практику в больницы.
− А как студенты, учащиеся, которые поступают, относятся к учебе? Какой процент из них поступает и учится осознанно?
− Ни для кого не секрет, что с введением ЕГЭ часть школьников покидает школу именно из желания избежать эту страшную муку и идет в систему среднего профобразования. Хотя и среди них множество хороших, толковых детей, и они осознанно поступают в медицинский. Только работать потом идет малая часть.
По моему многолетнему опыту, в каждой группе из 30 учащихся можно выделить 5 детей – это золотой фонд, умницы, трудяги. Еще 10 человек не доучиваются до конца, не тянут. Мы их отчисляем, часть из них восстанавливается, но опять вылетает. Есть и такие, которые учатся, потому что надо, но не по призванию.
Раньше мы приглашали родителей на третью пересдачу, теперь решили прямо с первой их звать – пусть видят, какой уровень знаний у их ребенка, чтобы потом не было претензий, почему его отчисляют. Вот, посмотрите, папки с почтовыми квитанциями и уведомлениями за этот год, вот – за прошлый. Это все письма родителям с приглашением поприсутствовать на пересдаче. Поступают ведь дети с совершенно разным уровнем знаний. У одних в школе физику не преподавали, у других английский, кто-то русским владеет на единицу. А им надо латынь учить, анатомию, как они будут учиться?
Мы со своей стороны делаем все возможное, чтобы пробудить в них стремление к учебе. Условия создаем, мотивируем стипендией. Место в общежитии в приоритете получают успевающие, а вот за неуспеваемость можно потерять место. А оно очень выгодно для малоимущих родителей – 120 рублей в месяц, и нет транспортных расходов. Отопление в колледже включили 20 октября. Котельная своя, и зачем ждать, пока все, и студенты, и педагоги, замерзнут и заболеют? От этого только образовательный процесс пострадает. И в столовой кормят почти бесплатно – комплексный обед за 50 рублей. Мы смогли этого добиться, детям только учиться остается.
Планов много
− С какими достижениями пришел колледж к своему юбилею, чем можете гордиться и о чем помечтать?
− В 2016 году колледж стал лауреатом Всероссийского конкурса «Лучшие колледжи России». В 2017 году мы заняли второе место среди 72 ссузов республики, а в 2018-м - шестыми. В региональных чемпионатах World Skills некоторые из наших студентов побеждали в 2-3 номинациях. Золотые дети среди них, звездочки, вы не представляете. Успевают везде: и в учебе, и в спорте, и в волонтерстве, и в кружках, их немало.
На стадии предварительной подготовки договор с Курганским ортопедо-травматологическим центром об отправке наших студентов на стажировку.
У нас лицензирована и с этого года началась подготовка по новой профессии – лабораторное дело. Через 4 года колледж выпустит первых лаборантов, и вы посмотрите – все они трудоустроятся, и каждый из них будет штучный специалист. Готовим лицензирование отделения дополнительного образования, которое начнет работу с 2019 года. Надеемся на начало строительства общежития со студенческой поликлиникой.
Планов много, но главное, что я не устаю повторять педагогам колледжа, – мы здесь, чтобы учить детей. Наш выпускник должен быть конкурентоспособным. На сегодняшний день я могу уверенно сказать: дербентский выпускник отличается в лучшую сторону, его выбирают среди выпускников других медицинских ссузов республики.
Быть добрым никто не заставит. Надо просто с душой относиться к своей работе, не быть равнодушным, и все получится.