В связи с введением Россией антиевропейских санкций вся страна упоенно судачит о том, способны ли мы сами себя прокормить. В этой продуктово-нефтяно-валютной какофонии немного подзабылись иные насущные дела. К примеру, проблемы образования.
Итоги ЕГЭ этого года были настолько неутешительными, что чудовищно низкие результаты заставило задним числом резко снизить минимальные требования к выпускникам. Получилась почти реальная картина знаний выпускников школ. Но это не стало поводом для широкого обсуждения качества нашего образования. Мы все больше говорили о честности проведенных школьных испытаний. После окончания вуза более 10 лет работал директором Новочиркейской средней школы. В 1999 году назначен директором Северо-Кавказского филиала Правовой академии Минюста РФ.
Председатель Общественного совета при МВД по РД, заслуженный учитель РД, заслуженный юрист РД, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» 1 и 2 степеней.
Почему реформы в области образования, проводимые в стране в последнее десятилетие, привели к столь плачевному результату, рассказал директор Северо-Кавказского филиала Правовой академии Министерства юстиции РФ Багавдин Магомедов.
ЕГЭ ущербен
Алав Алиев, «АиФ Дагестан»: Вы долгие годы работали директором школы в родном селе. О проблемах школьного образования знаете не понаслышке. Вам не кажется, что с ЕГЭ у нас вышло как-то по- черномырдински. Помните, «хотели как лучше, а получилось как всегда».
Багавдин Магомедов: ЕГЭ неэффективен. Я не раз говорил об этом в своих публичных выступлениях. И чиновники от образования, и сами педагоги, и мы в высших учебных заведениях из года в год были свидетелями того, что происходит заметное снижение уровня готовности детей к обучению в вузах. Нет, с аттестатами у них все было в порядке. К примеру, у поступающих ежегодно к нам 99,9% ребят, а это почти 4 тысячи человек, сплошные четверки и пятерки. Но мы-то знаем, что это завышенные оценки.
Произошла, на мой взгляд, неоправданная и непродуманная полная ломка старой системы испытаний. Школа из важнейшего человекообразующего института быстро превращается в институт натаскивания по ЕГЭ. Даже драконовские меры, принятые в этом году, не привели к успеху. Не будь задним числом снижены планки по русскому языку и математике, без аттестатов было бы на порядок больше ребят. Да, согласен, экзамены были честными, по крайней мере, у нас в Дагестане. Но каков результат? Я уже не говорю, во сколько обошлась реформа в материальном выражении. Реформирование системы образования – это деяние в особо крупных масштабах, и все многочисленные риски должны были быть просчитаны самым тщательным образом. И тут вы правы, невольно на ум приходит знаменитая черномырдинская фраза – получилось как всегда.
Слепое копирование
- Но ведь реформы коснулись не только школьного образования, но и вузов. Россия перешла на так называемую болонскую единую европейскую систему высшей школы. Ректоры крупнейших вузов негативно отнеслись к этой идее, полагая, что целые пункты западной системы в корне противоречат российским принципам образования. А, что вы думаете о нововведении?
- Бездумное копирование западных моделей образования для нас неприемлемо. Это неминуемо приведет к утрате самобытности российского высшего образования. Болонская система превращает институт образования в сферу предоставления услуг и напрочь отметает национальные и культурные традиции. Новая система оценивания знаний во многом действует некорректно и необъективно. Да и сами преподаватели пока не могут к ней привыкнуть и понять ее.
Кроме того, сокращается время обучения с 5 до 4 лет, что не может сказаться на качестве подготовки студентов. И это во времена, когда знания имеют свойство быстро устаревать, особенно в юриспруденции. При поступлении студентов в вуз функционируют одни законы, во время учебы – другие, по завершении учебы – уже третьи. Сама основа европейской системы т.е. разделение высшего образования на бакалавриат и магистратуру по сути не что иное, как скрытый переход к платному образованию.
Сломав старую, проверенную годами систему, мы ничего лучше не нашли, как перенять не лучший европейский опыт. Мол есть на Западе такая болонская система, и для того, чтобы быстро интегрироваться в свободный демократический мир, нам необходимо внедрить и у себя подобную систему. Ведь не секрет, что и в самой Европе в последнее время довольно скептически относятся к новой системе. Самое парадоксальное – все эти влиятельные инициаторы реформ в большинстве своем люди, получившие блистательное образование при Союзе. В мире не было и нет такой системы образования, которая была бы близка по качеству к советской. Это признают все – и в России, и за рубежом. Безусловно, нынешняя система образования действительно требует реформ, но реформа должна, прежде всего, быть связана с социальным обеспечением преподавателей и педагогов. Повышением их зарплат и увеличением расходов на науку. Мы не должны слепо копировать все западное, а лишь учитывать их опыт в некоторых областях, не забывая при этом о своей ментальности, которая кардинально отличается от европейской.
- Вы по долгу службы бывали во многих странах мира, в том числе в европейских. Воочию видели, как функционирует высшая школа на Западе. Какой опыт европейцев вы бы использовали в практике?
- У нас в стране разрыв между школьной и вузовской программой невероятно велик. Базовые знания у выпускников школ очень слабые. И с каждым годом этот уровень падает. Мы уже почти достигли дна, катиться вниз дальше некуда. На днях ко мне на прием приходил молодой человек, закончивший школу с золотой медалью. В престижном московском вузе учиться он не смог и решил поступать к нам. При беседе я задал ему самый простой вопрос из школьного учебника по обществознанию, и парень не смог на него ответить. В Европе между школой и вузом есть промежуточная ступень – колледж. Например, в Италии, не окончив колледж, невозможно поступить в институт. Вот этот опыт, видимо, следует и нам перенимать у европейцев.
Пробудить ген
- Наличие такого огромного количества вузов, наверное, характерно лишь для России. Только в одной нашей республике до недавнего времени насчитывалось более 60 филиалов различных вузов. Даже в технических вузах готовили юристов. Как вы относитесь к идее оставить в Дагестане один профильный юридический институт?
- При Союзе с учетом того, что в него входили и все нынешние независимые республики СНГ, всего в 58 вузах готовили юристов. Сейчас таковых в России больше полторы тысячи. А по поводу дагестанских филиалов, плодившихся в последние годы как грибы после дождя, совершенно справедливо высказался Глава республики, назвав их не храмами науки, а сараями, где молодые люди не знания получали, а дипломы и затем дружными толпами пополняли ряды безработных и неквалифицированных рабочих. По данным ЦСУ, у нас в республике около 36 тысяч дипломированных юристов. Казалось бы, вполне достаточно для трехмиллионного Дагестана. Но вот вы журналист, работаете в популярном издании, можете назвать хотя бы пять лучших юристов, адвокатов по уголовным или гражданским делам или, скажем, арбитражным процессам?!
- Вряд ли смогу назвать больше двух фамилий.
- Сейчас в дагестанском обществе ощущается острая потребность в хороших, квалифицированных юристах. Они есть, но их ужасно мало. Вот этот пробел мы и пытаемся восполнить.
А по поводу одного юридического вуза на весь Дагестан скажу так. Мы с вами ровесники и хорошо помним время, когда в республике единственный юридический факультет был в ДГУ. Какую мзду приходилось тогда платить, чтобы попасть на учебу на заветный факультет? Мы хотим вернуться те времена? У ребят должно быть право выбора. Монополия на образование также вредна, как и чрезмерное присутствие на образовательном поле республики малоэффективных вузов. Долгие годы мы неуклонно катились вниз, теперь настало время собирать камни. Дагестан в старину всегда славился великими алимами и в жилах нынешней молодежи течет их кровь. Пробудить в них этот ген, привить любовь к знаниям – вот самая насущная задача государства, педагогов и родителей на сегодняшний день.