Ежегодно 5 октября в более 100 странах отмечается День учителя, который был учрежден в 1994 году как Всемирный день учителя. Это профессиональный праздник всех педагогов и работников сферы образования.
И в канун праздника о своей неимоверно трудной, но благородной профессии рассказывает нам учитель русского языка и литературы, заместитель директора по научной работе, почетный работник общего образования РФ Светлана Новодворская.
В ногу со временем
- Светлана Павловна, все чаще в кабинетах современной школы можно увидеть интерактивные и маркерные доски. Меловая доска - пережиток старого или ..?
- Современный ученик прекрасно осведомлён о технических новинках. Вести качественное обучение по старинке лишь с помощью обычной доски и мела довольно затруднительно. Нынешнему ученику интересен учитель, идущий в ногу со временем, прекрасно вооружённый методическими приёмами, способный донести знания до каждого ученика, владеющий современными образовательными технологиями. В помощь учителю сегодня предлагается мощный арсенал в виде презентаций к уроку, использование интерактивной доски, Интернет- ресурсы. Я убеждена, что невозможно преподавать в XXI веке на пальцах. Если есть ресурс, представленный новыми техническими средствами, надо им овладевать. Ученики ведь могут вполне быть помощниками учителю в подготовке к урокам, и делают они это с большим удовольствием.
- Социальные изменения сопутствуют всей нашей жизни. Общество развивается быстрее и динамичнее. Что Вы можете сказать о развитии образования? Как вы считаете, дети становятся умнее от этих нововведений?
- Нововведения, о которых вы говорите - это необходимость, данность сегодняшнего дня. Я считаю, что российская школа движется в правильном направлении. Современное общество ждёт от школы и конкретно от её выпускников востребованных специалистов, которые будут легко ориентироваться в современных научных достижениях и станут конкурентоспособными на рынке труда. То, что предлагают нам федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, - это новый подход к обучению. В этом году на среднюю ступень перешли дети, которые начиная с 2012 года осваивали в течение четырёх лет новые стандарты. Опыт показывает, что это ребята, свободно излагающие свои мысли, очень креативные, наученные создавать проекты, небезразличные к своим учебным достижениям. Польза ФГОС вполне очевидна.
Ошибка учителя
- Погрешность учителя не так заметна, как врача, например, но это ошибка на годы. Как вы считаете, недоученный ребёнок-это и есть ошибка учителя?
- Скорее, ошибка учителя - это неумение разглядеть в ребёнке его способности. Недоученный ученик - это продукт совместной недоработки учителя и родителей, которые мало участвовали в школьной жизни своего ребёнка. Конечно, не стоит закрывать глаза на обязанность учителя проводить уроки так, чтобы на них было интересно каждому ученику. Это, как правило, удаётся настоящим мастерам. К слабому ученику нужно искать подход, увлекать его урок за уроком посильными для него заданиями, подходить к нему дифференцированно. Если же в классе большое количество учеников, уделить всем внимание довольно затруднительно. Для меня существует негласное правило: уважать надо всех ребят, как сильных, так и слабых учеников. Нельзя фальшивить перед детьми.
Идеальный ученик
- В сознании любого учителя существует образ идеального ученика. В вашем представлении он должен быть скорее умным, активным или целеустремлённым?
- Хорошо, если все перечисленные качества сочетаются в одном ученике. Идеальный ученик- это понятие скорее надуманное. Ученики- дети, а в них совмещаются самые разные качества. Практика показывает, что у умного ученика может иногда хромать дисциплина. Я склонна такой тип ученика называть успешным. Помимо ума, активности и целеустремлённости не обойтись без любознательности, требовательности к себе, правильной самооценке. Если все названные качества есть в характере ребёнка, он вполне состоится как личность и будет успешен в дальнейшей жизни.
- Почему сейчас в России в учителя идут в подавляющем большинстве только женщины? А между тем, в некоторых странах мира учитель – по-прежнему преимущественно мужская профессия. Например, в Японии более 80 процентов учителей – мужчины.
- Дело в том, что обучать и воспитывать современных детей – это задача не из лёгких, требующая много времени и усилий. В обществе склонны думать, что это профессия женская. На самом же деле авторитет мужчины в педагогике никто не отменял. Не стоит сбрасывать со счетов и тот факт, что учительская зарплата, к сожалению, не может удовлетворить всех запросов мужчин, на плечах которых – семья. Есть ещё один немаловажный факт: падение интереса к профессии учителя в целом. Поинтересуйтесь у нынешних выпускников школ, кем они хотят стать в жизни. Ответ, увы, будем предсказуем. Юристы, экономисты, врачи стоят первыми в рейтинге профессий. О педагогических специальностях вспоминают в основном те, кто не имеет шансов поступить в более престижные вузы. Чтобы мужчины повернулись лицом к школе, следует поднять престиж профессии на государственном уровне, вернуть уважение к тем, кто растит поколение будущего. Это не просто красивые слова, они требуют подтверждения.
-Что вы скажете тем людям, которые собираются стать учителем?
- Идите в профессию педагога осознанно. Она не терпит случайных людей. Первое необходимое условие в нашей работе - любовь к детям. Во- вторых, будущий учитель должен знать, что ему самому придётся постоянно чему- то учиться. А это требует дополнительных усилий. У учителя должно быть большое сердце, в котором надо постараться найти уголок для всех своих учеников и уважение к их родителям. Добивается высот в профессии тот, кто не останавливается на достигнутом, много учится и стремится к саморазвитию. Посредственности в нашем деле не допускаются.
АиФ Досье
Новодворская Светлана Павловна, родилась в г. Махачкала 6 января 1969 года. Окончила СОШ г. Махачкалы № 8. С 1986 по 1991 года училась в Дагестанском государственном университете, на факультете филологии. С 1991 года работает в многопрофильной гимназии № 38.
Отличник образования РД (1994 г.).
Почетный работник общего образования РФ (2012 г.)
Обладатель гранта приоритетно-национального проекта «Образование» (2006 г.)