В апреле 2018 года в Жилищный кодекс были внесены поправкам, согласно которым жители многоквартирных домов получили возможность перехода на прямые договора с организациями-поставщиками коммунальных услуг: воды, тепла, газа и т.д.
Как сообщает «СТРОЙпартнер», ранее такой возможностью обладали только многоквартирные дома, находящиеся под непосредственным управлением жильцов, а остальным собственникам коммунальные услуги в зависимости от способа управления оказывали организации (управляющие компании, ТСЖ, ЖК, ЖСК). Последние, в свою очередь, заключали c ресурсоснабжающими организациями договоры на поставку коммунальных услуг и являлись всего лишь посредниками между ними и жильцами.
Возможность платить за коммунальные услуги напрямую, минуя посредников, делает процесс оплаты более прозрачным. Ведь сегодня нередки случаи, когда деньги, переданные собственниками управляющим организациям, доходят до поставщиков коммунальных услуг несвоевременно или не в полном объеме.
Так, по данным Минстроя РФ, около 40% долгов в сфере ЖКХ – долги управляющих организаций. Для наглядности, собираемость платежей за коммунальные услуги в среднем по стране составляет около 80%, в то время как собственники оплачивают управляющим организациям около 95%. То есть люди исправно платят, а немалая часть собранных средств до пункта назначения не доходит.
Сегодня все больше потребителей оплачивают услуги напрямую, что привело к значительному улучшению собираемости платежей за «коммуналку». Так, по данным Минстроя РФ, без посредников в лице УК, уровень собираемости платежей достигает 98,5 %.
Благодаря этому организации-поставщики коммунальных услуг получают возможность больше средств направлять на модернизацию и реконструкцию сетей, совершенствование системы предоставления и учета услуг ЖКХ (контроль лицевого счета через личный кабинет, автоматическая передача показаний счетчиков), что, в конечном счете, скажется на качестве услуг.
Во всем этом есть плюс и для управляющих компаний. Они избавляются от проблем, связанных с недостаточной собираемостью коммунальных платежей. Сегодня платить за недобросовестных потребителей вынуждены УК. Недостающие средства при этом изымаются из планируемых затрат на текущий ремонт и содержание домов. В противном случае, дело может дойти до банкротства компании.
Практика заключения прямых договоров доказала свою пользу и широко распространяется по всей стране. Но не в Дагестане.
Так, значительное количество опрошенных нами жильцов многоквартирных домов, принявших на общих собраниях решения о переходе на прямые договора, а также представители управляющих организаций говорят о том, что ресурсопоставляющие организации на них переходить не спешат.
Более того, как утверждают респонденты, их работники под различными предлогами препятствуют данному процессу, требуя, к примеру, не предусмотренную законом документацию, или же прямо отказывая в заключении договоров до полной оплаты управляющей организацией образовавшейся задолженности. В некоторых случаях граждане были вынуждены добиваться претворения в жизнь принятых ими решений только после обращения за защитой своих прав в надзорные и контролирующие органы.
Руководства этих организаций должно волевым решением положить конец такой практике, в противном случае, это неизбежно приведет к недовольству населения и может стать источником социального напряжения и ненужных конфликтов.
Надеюсь, что они понимают это, и, принимая во внимание, что обсуждаемый в данной статье вопрос непосредственно затрагивает благополучие простых граждан, будут в своей деятельности строго следовать букве закона и, руководствуясь взаимными интересами всех сторон, не станут доводить дело до разбирательств в различных инстанциях.