aif.ru counter
400

«Монитор пациента» отучает дагестанцев от привычки платить за все

Дагестанцы привыкли платить за все в медицине! За лекарства, хорошую койку в стационаре, операцию, медицинскую справку, очередь на компьютерную или магнитно-резонансную томографию, да и за обычные клинические анализы. Хотя за многое для качественного медицинского обслуживания граждан государство платит само. Сегодняшняя медицина является одной из коррумпированных сфер. Последние проверки в ТФОМС, Минздраве РД - яркое тому подтверждение.

Многое чего бесплатно

Около года назад в Дагестане начала свою работу правозащитная организация «Монитор пациента», цель которой - борьба с коррупцией в здравоохранении региона и юридическая помощь пациентам. Мы поговорили с руководителем данного проекта Зиявудином Увайсовым.

- Права пациентов защищают государственные контрольные и правоохранительные органы. Каковы цели вашего проекта?

- Мы постоянно сталкиваемся с проблемой некачественного медицинского обслуживания. И в Дагестане эта проблема стоит наиболее остро. Люди думают, что добиться своих прав невозможно. Конечно, есть случаи, когда это сделать трудно, но в большинстве своем эти проблемы решаемы. Именно поэтому мы создали проект «Монитор пациента». Попытки граждан защитить свои права зачастую обречены на провал. Наш проект направлен на то, чтобы помочь людям отстаивать свои права. На данный момент мы работаем в двух направлениях: по отказам в выдаче лекарств по бесплатным рецептам льготникам и отказ в госпитализации.

- Возможно, причина в неумении защищать свои права в правовой неграмотности и недостаточной информированности о своих правах как пациента?

- Нужно понимать, что порой невозможно получить сиюминутный положительный результат. Наша цель – научить людей правильно действовать, чтобы добиться нужного эффекта. В то же время, несмотря на то, что права в области бесплатной медицины часто нарушаются, люди не стремятся отстаивать их.

- Почему?

- Пациент не знает в большинстве случаев, как действовать. Не знает круг учреждений, в компетенции которых находится решение его проблемы. Если не выдают положенных бесплатных лекарств, не нужно писать в администрацию села, а нужно обращаться в ФОМС, Минздрав и другие органы, которые обязаны решать подобного рода претензии пациентов. Простые проблемы, такие как невыдача лекарств, легко решаются с помощью письменных обращений. Не так сложно добиться и проведения нужных обследований, в том числе и достаточно дорогостоящих. У каждой процедуры есть свои сроки. И в рамках сроков, установленных законом, этого добиться вполне реально. Есть права, о которых люди просто не знают. К примеру, детям до 3 лет положены бесплатные лекарства, а детям из многодетных семей - до 6 лет. Согласно статье 6.30 КоАП РФ врачи обязаны разъяснить пациентам или их представителям их права, если речь идет о детях. Мы как раз и пытаемся объяснить людям, что нужно обращать внимание на такие нарушения и писать жалобы, чтобы снизить их количественные показатели.

Монитор пациента

- И насколько продуктивно получается защищать права пациентов?

- Есть немало ситуаций, когда мы смогли помочь людям. Совсем недавно «Монитор пациента» выиграл два иска к Минздраву Дагестана об обеспечении лекарствами льготников. Ежемесячно этим пациентам должны выдавать лекарства на 23 тысячи рублей, чего не делали. 

По итогам нашей работы за полгода люди получили лекарства на 5 миллионов рублей.

Хадижат Гасанова - инвалид второй группы, диагноз – множественная миелома. Она имеет право на получение бесплатных лекарств.

В Акушинской районной поликлинике ей постоянно отказывали в рецепте на назначенные препараты «Ревлимид» и «Зомета». Хадижат Магомедовна обратилась в поликлинику с письменным заявлением. Через полтора месяца ей выдали рецепт, но только однократно и на один препарат.

В Минздраве РД обращения женщины игнорировали. Она обратилась за помощью к нам, а мы - в суд. Процесс мы выиграли: поликлинику обязали выдавать рецепты на бесплатные рецепты своевременно, а Минздрав - обеспечить наличие лекарств. Напомним, отсутствие лекарств в аптеке не является причиной отказа в рецепте.

У Шамиля Исмаилова выраженная задержка психомоторного развития, синдром мышечной дистонии и еще много диагнозов, включая ДЦП. Ежемесячно ребенку нужно получать лекарства, в том числе препарат «Куван», который стоит более 80000 рублей. Одной упаковки хватает на 2 недели.

К нам обратилась мать мальчика Марина Тулпарова из Избербаша с просьбой помочь ей получить лекарства для сына.

До 4-х лет ребенок не получал лекарств вообще, а в 5 лет получил несколько упаковок, которых не хватило и на год. Мать ребенка обращалась во все инстанции, но они засыпали Тулпарову отписками. Нам пришлось обратиться в суд. Дело было выиграно, но Минздрав не торопился исполнять решение суда.

И вот наконец мы добились результата. Шамиль Исмаилов получил 25 упаковок препарата «Куван». Этого ему хватит на год. Общая стоимость лекарств – 2 млн рублей.

Очередь – это тоже нарушение

- Довольно часто пациент, которому необходима консультация врача или инструментальная диагностика, вынужден ждать очереди достаточно долго. Это нарушение прав пациента?

- Часто вместо положенных 2 недель обследование или консультацию проводят через несколько месяцев. Причем не все даже знают, что при этом их права нарушаются. Это неправильно. Для многих это оказывается новостью.

Таким образом, говоря о сроках проведения диагностических инструментальных (рентгенографические исследования, включая маммографию, функциональная диагностика, ультразвуковые исследования) и лабораторных исследований при оказании первичной медико-санитарной помощи законом установлены 14 календарных дней со дня назначения.

Тот же срок ожидания актуален и для консультаций врачей-специалистов. То есть если на прием к кардиологу или на проведение УЗИ вас записали через месяц, это нарушение. Если вас такое положение дел устраивает и вы не торопитесь, то нет проблем. Но часто проблемы со здоровьем, особенно если это касается детей и пенсионеров, носят неотложный характер.

- А как быть врачам, ведь не исключено, что порой они оказывают прессинг на пациентов в силу сложившихся негативных обстоятельств?

- Допускаю, что и медики на собственные средства закупают медикаменты. Мы не ставим целью наказать врача и не пытаемся придираться. Если пациенту не выдают лекарства, мы не переходим на личности. Нас это не касается. А по чьей вине не дают и кто виноват, не наша забота. Надо заниматься существенными нарушениями прав и пытаться менять саму систему. Для этого нужно добиваться своих прав законными методами.

– Вы не занимаетесь вопросами инвалидности. Почему?

– Многие из тех, кто заинтересован в получении группы инвалидности, не имеет на нее право. Обычно тем, кому положено, не отказывают в инвалидности. Могут занижать степень болезни, чтоб дать группу поменьше. Все эти вопросы, если действительно нарушены права и лишают инвалидности незаконно, можно обжаловать в суд. Если будем и этим заниматься, то будет массовый наплыв, и мы не будем успевать заниматься основной работой.

Не удивляйтесь, такое тоже возможно. Мы - организация по защите прав пациентов - не пенсионеров, не налогоплательщиков, не вкладчиков, и мы не должны все знать, хоть и юристы.

Каждую тему нужно изучать отдельно. Мы выбрали помощь пациентам и изучаем все, что связано с правами в области медицины. Поэтому мы не занимаемся вопросами присвоения или продления инвалидности, прививок, врачебных ошибок.

Оставить комментарий (0)
Loading...
Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество