10 декабря 1969 года пассажирский самолет Ил-14 вылетел из аэропорта Махачкалы в Астрахань, но через несколько минут после взлета экипаж перестал выходить на связь. На следующий день обломки самолета нашли в Каспийском море. «АиФ Дагестан» вспоминает трагедию, унесшую жизнь 17 человек, в том числе троих детей.
Забытая трагедия
В тот день Ил-14 авиакомпании «Аэрофлот» (СССР – Прим. ред.) прилетел из Тбилиси в Махачкалу в 17:58, а после дозаправки в 18:29 вылетел в сторону моря. На борту находились пять членов экипажа, 12 пассажиров и 87 кг багажа. Погода была нормальная, она не оказала влияния на исход полета.
Через 1 минуту 45 сек. после взлета командир воздушного судна доложил руководителю полетов (РП), что взлет произвел и получил указание следовать по курсу. После запроса РП данных о погоде (о нижней кромке облаков) экипаж доложил, что над морем наблюдалась разорвано-слоистая облачность 120-150 метров, не указанная в прогнозе погоды. Затем в течение 11 минут радиообмена не было, а после экипаж на связь не вышел… Самолет нашли на следующий день на глубине 10 метров в 3,5 км от берега.
Расследование установило, что полет продолжался около четырех минут. В ходе радиообмена с руководителем полета голос командира самолета был спокойным. На высоте около 400 метров возникла внезапная и скоротечная аварийная ситуация, что привело к резкому снижению самолета с большой скоростью и столкновению с водой.
После аварии в течение нескольких дней на берег были выброшены обломки самолета, а также трупы всех трех находившихся на борту детей и труп женщины. Кроме того, со дна моря были подняты различные части самолета, оба двигателя и элементы пилотской кабины, а также часть тела мужчины.
В цилиндре левого двигателя нашли кости черепа птицы, а в кусках теплоизоляции кабины пилотов – остатки крыльев и многочисленные перья крупных птиц.
По заключению судебно-медицинской и зоологической экспертизы Дагестанской АССР, останки крыльев, перьев и черепных костей, обнаруженных в частях самолета, принадлежит птицам типа большой поганки (чомга), для которых является типичным перелет, как в дневное, так и в ночное время.
Комиссия по расследованию авиакатастрофы пришла к выводу, что настоящую причину трагедии установить невозможно из-за сильного разрушения и затопления самолета.
Но наиболее вероятная причина – столкновение самолета со стаей крупных перелетных птиц. В результате произошло разрушение пилотской кабины и ранение экипажа. В этом районе наблюдается миграция гусей, цапель и других птиц на высоте 300-400 метров в любое время суток. Во всех других случаях экипаж сумел бы произвести вынужденную посадку.
Кто разгоняет птиц
О самолете Ил-14, упавшем в море, в аэропорту Махачкалы не помнят. Представитель этой организации сообщил «АиФ Дагестан», что им ничего об этой аварии неизвестно, но, возможно, что-то знают бывшие сотрудники, давно ушедшие на пенсию.
У аэропорта Махачкалы есть орнитологическая служба, которая обеспечивает безопасность полетов от птиц, а также следит за популяциями птиц на территории аэродрома и в радиусе нескольких километров.