Неутомимый путешественник, этнолог и историк Кирилл Серебренитский приехал в Дагестан, чтобы найти следы пребывания рыцарей-тамплиеров.
Полевой этнолог уверяет, что может рассказать читателям «АиФ Дагестан» немало интересного об истории нашего Зирихгерана - средневековой страны, столицей которой когда-то был аул Кубачи.
Орден бедных рыцарей
– Кирилл Игоревич, что вас сподвигло направиться в Дагестан, а именно – в Кубачи? Что вы ищете в уже изученном селении?
– Если название всемирно известно – это совершенно не означает, что явление достаточно исследовано. До сих пор нет правильной, хроникальной истории государства Зирихгеран в окрестностях Кубачи, там никогда не работали археологи, никто даже не пытался исследовать систему лабиринтов под аулом. Нет карты оборонительных сооружений, средневековых крепостей и замков, руины которых окружают Кубачи со всех сторон. И главное: основная загадка народа угбуган, кубачинцев – легенда о парангах – на самом деле не исследована. К ней подступались в разное время, о ней упоминали, но никто так и не выяснил: кто такие паранги, откуда они пришли и куда пропали?
У Лука Исарлова, малоизвестного грузинского литератора, в 1899 году было короткое упоминание о том, что где-то в Дагестане есть селение, в котором жители считают себя потомками франкских рыцарей. Это село Кубачи. Потом всплыло несколько строк из книги «Калмасоба», которую написал царевич Иоанн Грузинский. Из них следовало, что франки ушли с территории современного Дагестана в Грузию в 1320 году. Я сопоставил сюжеты и даты – тамплиеры разгромлены в 1307-м, в Грузии возникли в 1320-м – этого было достаточно. Вышла статья, конечно, не научная, для московского журнала о путешествиях вполне пригодная. В феврале 2017 года мне позвонили кубачинцы, пригласили на встречу и сказали: мы вашу статью прочитали внимательно, нам нравится гипотеза. Если есть возможность – приезжайте в Кубачи и продолжайте искать.
Индиана Джонс отдыхает
– Кто именно, если не секрет?
– Мне бы хотелось назвать имена, но меня просили этого не делать. Люди, которые решили поддержать исследования, совершенно не ждут и не хотят ни известности, ни благодарности. Они просто хотят выяснить: кем были эти средневековые франки, куда они делись, оставили ли следы. Мне это вполне понятно. Я сам такой. В августе 2017 года я первый раз приехал в Кубачи на разведку, не зная, что из этого получится. Я был практически уверен, что продолжения не будет: люди узнают, что не всё так просто, не так быстро и не так уж увлекательно, да и я не Индиана Джонс.
Но оказалось всё серьёзно, и мы можем создать в Кубачи постоянную этнологическую экспедиционную базу. Этот проект существует второй год, и соратников становится всё больше.
Как я уже упоминал, вектор этого исследования, – путь франков, дорога тамплиеров, условно говоря, – ведет далеко за пределы Кубачи; уже известны другие точки на карте Дагестана, основное направление – Грузия, точнее, Восточная Кахетия. В июне мы добрались до тех замков, куда кубачинские франки ушли в 1320 году, по версии царевича Иоанна, это Матани, Цхракари, Икалто. Проследили часть пути и отыскали руины этих сооружений. Вот Цхаркари: это остатки целого городка на горе, каменные стены, оплетённые корнями деревьев, и там стоит отлично сохранившийся храм XIV века. Там до сих пор заметны фрески, на которых, предположительно, изображены в числе прочих князья Мака и Чолока – так в грузинской хронике именовали предводителей парангов, которые пришли из Дагестана.
Я прожил две недели в Тбилиси, встречался с патриархом грузинский археологии, профессором Гиви Гамбашидзе, который провел много раскопок в Дагестане, и Иосифом Бичикашвили, видным специалистом по Средневековью и родословным. Удалось наладить хорошие контакты.
– А что касается тамплиеров...
– Слово отталкивающее, прежде всего именно для историков. Будь моя воля, то я заменил бы слово «тамплиеры» на какой-нибудь иной исторической феномен, – скажем, искал бы в Кубачи норманнов с севера, каталонских наёмников или хотя бы другой рыцарский орден, госпитальеров-лазаритов или вифлеемитов с Лемноса. Но что делать: моя гипотеза десятилетней давности стала внезапно всё отчётливее высвечиваться. Я не готов заявить, что в Кубачи были именно тамплиеры. Моё исследование держится на позиции «скорее всего». Однако именно тамплиеры вначале оказались в нужном месте в нужное время. Точнее, на территории хулагуидского Ирана в начале XIV века.
Думаю, я готов доказать, что франки–«паранги» в Кубачи – по крайней мере не сказочная история. То, что они там появились в начале XIV века, – обыденное и нормальное явление.
Кто вы – предки кубачинцев?
– Как вы убедились, что да, действительно, здесь когда-то были французы?
– Не французы. Паранг – это европеец, пришелец с Запада. И «Запад» в данном случае – понятие весьма условное. В это время Восточное Средиземноморье, Ближний Восток – это тоже Запад, Латинская Палестина. Государства крестоносцев рухнули совсем недавно, в 1291 году, за 30 лет до упоминания кубачинских парангов. И не совсем обрушились.
Знаете, есть фактор, которым я не смогу пользоваться в научной полемике, но для меня он – решающий, так как я этнопсихолог. За потомка француза вполне можно было бы выдавать себя в Москве или в моей родной Самаре, – в этом можно было бы изыскать какое-то обаяние. Но дело в том, что в недрах исламского мира не было смысла врать, выдумывать, фантазировать на эту тему: «предки кубачинцев – паранги». Это было непрестижно, крайне неудобно, порой даже опасно. Ни в XIV веке, ни позже. Паранг – это странный, чуждый, себе на уме, с непонятными реакциями и загадочными наклонностями; соседям – лакцам, даргинцам, лезгинам не особенно нравилось, что среди них есть город парангов.
Тем не менее первые российские авторы, писавшие о Дагестане, – полковники Иоганн Гербер и Яков Маркевич, а также майор Вольф и доктора Лерхе и Рейнеггс, первые европейцы, услышавшие название Кубачи, – все единогласно утверждали, что в 1720-х годах «паранги» – это не экзоним, то есть не внешнее прозвище. Так кубачинцы именовали сами себя, настойчиво и, похоже, даже с гордостью.
Но отправная точка: царевич Иоанн Грузинский, трёхтомный трактат «Калмасоба», 1813-1828 годы. Перескажу фабулу коротко. В 1320 году в Грузию из Дагестана пришли два франкских рыцаря знатного рода – по прозванию Чолока и Мака. Первое – это тюркское прозвище, но означает или хромой, или левша, или однорукий, можно перевести. Второе – христианское имя. Он до сих пор встречается в Грузии. Грузинский царь Георгий V выделил франкам обширные земли на границе, практически всю нынешнюю Восточную Кахетию вокруг городов Ахмета и Телави.
От них пошли два рода – князья Чолокашвили и князья Макашвили. Достаточно многочисленные грузинские фамилии, я встречался с некоторыми из них. Царевич Иоанн сообщил, что франки ушли из Дагестана после какого-то столкновения с местными жителями, а полковник Алиханов–Аварский (который, кстати, неоднократно жил в Кубачи в 1880-1890-х годах) уточнил: схватка была из-за того, что паранги угнали у кого-то скот.
Есть ещё один текст, «Описание Дагестана», 1804 года, автор - бригадир Александр Ахвердов, командир Кизлярского гарнизонного полка. Он коротко сообщил: некие франки пришли с территории Аваристана в Кубачи.
Царевич Иоанн писал свой трактат в Петербурге; вместе с ним тогда жил брат, царевич Баграт Грузинский; он был женат на княжне Чолокашвили; а у бригадира Ахвердова мать была урождённая княжна Чолокашвили. То есть оба могли узнать про франков из одного источника: из семейного предания Чолокашвили.
– Чего ждать от вашего исследования? Фильма, книги? Будут ли подтверждаться эти исследования, так сказать, официальными учеными?
– Так вышло, что преданию о парангах в Кубачи давно уже вынесен в академических сферах приговор: их не было и быть не могло. Паранги не оставили совершенно никаких следов, нет ни одного намёка на их пребывание. Я осмеливаюсь возразить: нет, франки в Кубачи были. Что касается их следов, то я бы сформулировал осторожнее: их почти нет. И я сосредоточился на этом самом «почти». Книгу я готовлю, издадим сначала первую часть, историческое обоснование на базе уже опубликованных источников. Потом буду готовить вторую часть: то, что удалось услышать и увидеть, потрогать и понюхать – лично мне, в Кубачи, в эти два года.