aif.ru counter
56

«Честь имею». Как в Дербентском кадетском корпусе учат и воспитывают детей?

Директор корпуса, полковник Максим Эминов рассказал «АиФ Дагестан», что самая важная цель их работы – чтобы кадеты выросли и научились совершать осознанные поступки и в работе, и в жизни.

Что нужно делать, чтобы сегодняшние школьники завтра стали настоящими, умными, ответственными взрослыми? Честными, порядочными, трудолюбивыми, образованными. Современная система обучения довольно редко справляется со своей задачей и дарит обществу незрелых граждан и множество проблем. Но есть и другие примеры. Об одном из таких примеров наша беседа.

Мы приехали в Дербентский кадетский корпус имени В. Эмирова летом, когда учащиеся уже завершили учебный год, выпускники сдали ЕГЭ, а преподаватели ушли в отпуск. Повод –  просьбы родителей кадетов рассказать о школе, в которой учатся их дети. Хороший пример отношения к детям, качественного обучения и воспитания, о котором должны знать все. 

Гусейхан Агарагимов, учитель Джалганской школы Дербентского района, привел в школу уже второго внука. Когда сюда поступал старший, а он уже перешел в 7 класс, дедушка пообещал: если понравится, отдаст и остальных. Судя по тому, что теперь в школе два брата Агарагимовых, тут его все устраивает: 

«Думаю, сюда же мы отдадим и третьего, и четвертого. Знаете, почему? Тут у детей появляется внутренний стержень, твердость характера. Порядок, он не только в дисциплине, в военной форме и выправке, он в сохранении школьных традиций. Педагоги и дети болеют не за оценки и показатели, а за крепкие знания, за то, чтобы дети были порядочными, целеустремленными и всесторонне развитыми. За два года мы увидели в мальчике поразительные изменения в лучшую сторону. Он стал намного серьезнее, ответственнее относиться к себе и близким, подтянулся в учебе». - говорит Агарагимов-старший.

Делай, как я

- Самая важная цель нашей работы, воспитательного процесса – чтобы наши кадеты выросли и научились совершать осознанные и ответственные поступки и в работе, и в жизни, они были востребованы обществом, − рассказывает директор корпуса полковник Максим Рамазанович Эминов. – Неважно, станут ли они гениальными военачальниками, учеными или кем-то еще, главное, чтобы они стали настоящими людьми, преданными своему роду и стране, в которой они живут, ее патриотами и защитниками. И прежде чем научить командовать, мы воспитываем в кадетах умение быть подчиненными. Невозможно руководить другими, если нет умения слушать и слышать других и действовать так, как требуют того уставы кадетского корпуса, а впоследствии и Вооруженных сил. Вот если мы научим ребят поступать так, то будем считать, что наша главная задача выполнена.

― Какими методами? Ведь под достижением даже самых благородных целей в школах иногда скрываются муштра, зубрежка, принуждение…

― Система воспитания в кадетских корпусах идентична системе  суворовских училищ. Дисциплина строгая, все подчинено уставу. Почти как в армии – вместо классов, параллелей у нас взводы и роты. Взводы делятся на отделения. Командиры роты – те же воспитатели, которые круглосуточно находятся рядом с детьми, поэтому с дисциплиной, как правило,  все в порядке.

День расписан по минутам – начиная с подъема и до отбоя. Ежедневно построение на плацу, физподготовка на свежем воздухе в любую погоду, а потом занятия в школе. После обеда и отдыха самоподготовка. Увольнительные только в выходные, когда дети едут домой, к родным. Посещение магазинов и выход за пределы корпуса только строем и с командиром, а любая самовольная отлучка за пределы кадетского корпуса или нарушение дисциплины влечет за собой дисциплинарное взыскание.

― Что оно подразумевает? Как в армии, наряд вне очереди?

― Самым суровым считается лишение прав ношения погонов на определенный испытательный срок. Если в течение этого срока со стороны кадета будет допущено еще одно нарушение внутреннего распорядка,  то он исключается из кадетского корпуса. Недавно мы внесли изменения в устав корпуса. Теперь увольнительные по итогам недели будут получать те кадеты, которые в течение недели не имели отрицательных оценок. В армии ведь тоже в увольнение идут лучшие.

Главный в поведении военных и их воспитанников девиз: «Делай, как я». Мы стремимся к тому, чтобы все руководство Дербентского кадетского корпуса, воспитатели, педагогический персонал были для воспитанников примером и в работе, и в жизни. 

Сами ребята тоже не отстают. В этом году у нас один кадет стал победителем муниципального, республиканского и всероссийского этапов олимпиады по математике, информатике и физике. Он золотой медалист, сдал математику на 96 баллов, это наивысший результат по городу. Так что результаты хорошие, как видите.

Честь имею

― Какие предметы изучают кадеты, помимо общеобразовательных?

― Мы преподаем основы военной службы и правовой культуры, историю кадетских корпусов и Вооруженных сил России, даем знания по топографии и стрелковому оружию. Различные направления военной подготовки преподаются прямо с пятого класса, когда дети поступают к нам, и до окончания обучения. 

― И все же кадеты – это дети, мальчишки. Им хочется поиграть, побегать, побаловаться, а тут дисциплина…

― Я бы не сказал, что они не могут играть. На средства Сулеймана Керимова у нас построен мощный спортивный комплекс, равного которому по размерам и по оснащенности нет ни в одной школе республики. После открытия комплекса ведутся секции по волейболу, футболу, баскетболу, легкой атлетике, военно-прикладным видам спорта. Ребята всерьез увлеклись, стали побеждать в соревнованиях. 

Но кадеты получают не только спортивное развитие. Каждый год мы участвуем в международном кремлевском кадетском бале в Москве. В парах с кадетами выступают воспитанницы женского пансионата Минобороны РФ, а до этого ребята репетируют в городском Доме детского творчества.

― Балы – это одна из офицерских традиций прежних времен. А другие офицерские традиции, понятия чести и достоинства?

― В кадетских корпусах российской империи были приняты заветы кадетов, которые изучают с 6 класса и наши воспитанники. Причем это не просто знание заветов на зубок, но и их соблюдение, чтобы любой из них мог без сомнений в любое время сказать: «Честь имею». Допустим, есть в заветах такой пункт: «Подвод товарища под ответственность за свои поступки считается изменой всему товариществу». Подставить, подвести товарища – это измена не ему одному, но и всем своим сотоварищам, с которыми вместе учится. Взаимопомощь и товарищество – краеугольные камни в кадетских отношениях.

Вложенная душа

― Вы следите за судьбой своих выпускников? Многие ли из них становятся профессиональными военными?

― Сейчас у нас обучается около 300 мальчишек из всех городов и районов Дагестана. Ежегодно из 15-20 выпускников 5-10 человек поступают в высшие учебные заведения Министерства обороны России и других силовых структур. Остальные выпускники идут в гражданские вузы или сразу в армию. В этом году, как я знаю, уже трое ребят по собственному желанию обратились в военкомат. Планируют после срочной службы остаться в армии на контрактной основе.

Наши выпускники сами часто приезжают к нам, среди них уже есть полковники. Они встречаются с кадетами, проводят с ними беседы на военно-патриотические, профориентационные темы, советуют им выбирать после окончания высшие военные учебные заведения.

Среди воспитанников корпуса 80% - дети из малообеспеченных семей, 75% -из неполных семей, в том числе 14 детей-сирот. Дети находятся на полном государственном обеспечении. Четырехразовое питание, обмундирование, чистые постели. Здание бывшего детского сада, в котором в 2000 году открылся кадетский корпус, претерпело огромные изменения. Плац, на котором проходят ежедневные построения, занятия по строевой подготовке, в 2013 году заасфальтировали и сделали разметку. В небольшой пристройке к учебному корпусу создали условия для личных нужд детей (санузлы, умывальники с горячей и холодной водой) и для их успешной учебы – в новых помещениях на 2-3 этажах оборудованы лаборатории для проведения опытов на уроках физики, химии. С приходом нового главы администрации Хизри Абакарова решилась и многолетняя проблема с теплыми одеялами. Мэр за счет личных средств подарил школе сто теплых одеял (еще сто дал другой спонсор), полностью профинансировал приобретение формы для всех кадетов и обновление постельных принадлежностей.

К своему 20-летию кадетский корпус планирует обзавестись отдельным медицинским блоком, соответствующим всем нормам СанПиНа, со своим лазаретом и кабинетами специалистов, провести ремонт учебного и спального корпусов. Но не это главное. 

― Отрадно, что мы получаем положительные отзывы руководителей, благодарственные письма за воспитание и обучение наших кадетов. У нас множество наград и почетных титулов, самый значимый – в 2018 году кадетский корпус вошел в «100 лучших школ России», − с гордостью сообщает Максим Рамазанович. Кстати, и он сам удостоен заслуженной награды – нагрудного знака «Директор года-2018».

А как иначе?

― Понимаете, если человек выбрал профессию учителя, значит, он должен душу свою в детей вкладывать, − такую фразу сказал в ходе разговора Максим Эминов. Вот и результат работы с душой – мальчишки, у которых обязательно все сложится. Потому что в них душу вложили.



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий
Газета Газета

Актуальные вопросы

  1. Как продажи в Иран повлияли на подорожание баранины в Дагестане?
  2. Когда перейдем к цифровому ТВ?
  3. Как уберечь деньги на карте?
Самое интересное в регионах
Роскачество