- Садитесь на стул спиной ко мне и не шевелитесь. Не нужно прикусывать язык, губу, пытаться себя ущипнуть – я все вижу, - командует специалист-полиграфолог и вешает мне на грудь и кончики пальцев датчики, провода от которых тянутся к обычному ноутбуку. Сбоку стоит небольшая камера. Все это и есть детектор лжи.
Правда ли показана в популярном сериале «Теория лжи. Обмани меня», где главный герой доктор Лайтман считает, что все лгут? Что детектор лжи может рассказать о преступлении и изменах? Как все-таки можно обмануть полиграф?
И почему сам эксперт не отказывается проходить тест на детекторе, корреспонденту «АиФ Дагестан» рассказал один из лучших полиграфологов по Северному Кавказу, эксперт по специальным психофизиологическим исследованиям Мурад Салимгереев.
Не гинеколог, но посмотреть могу
- Мурад Кадырович, какие люди к вам чаще всего приходят для поверки на детекторе лжи?
- Бизнесмены. Если у них на производстве случилось ЧП, связанное с хищением денег, второе – они хотят знать, кого они принимают на работу – подтверждает ли человек анкетные данные, которые он указал: судим/несудим, документы неподдельные, злоупотребление спиртным, наркотиками, криминальные связи и так далее.
Проверки с использованием полиграфа проводятся как в частных случаях, так и в работе с организациями – например, по желанию работодателя или при проведении следственных действий. Основной принцип законности заключается в том, что проверка на так называемой «машине правды» не может быть применена к человеку без его добровольного согласия, которое закреплено документом. То есть если ваш работодатель захочет вас проверить, и вы напишите, что отказываетесь от проверки, то он не имеет права вас к этому принуждать, даже через суд.
Бывают случаи, когда родители просят проверить ребенка, школьника до 14 лет. Мы проверяем людей, которым исполнилось 18 лет, 14-летних проверяем в крайних случаях, но с согласия и в присутствии законных представителей (родителей или опекунов). Наш контингент – взрослые люди, работники, руководители, подозреваемые. Родителям же нужен психолог, а не полиграфолог.
- Какие вопросы мучают людей?
- За вчерашний день было несколько обращений с целью проверки на измену (как от мужчин, так и от женщин) – отказал всем.
- Почему? Дайте людям возможность засыпать с легким сердцем.
- Люди не будут спокойно спать, уверяю вас. Я не работаю с изменами, потому что моя задача направлена большую часть на созидание – на подтверждение непричастности людей, чем на выявление причастности. Если в коллективе произошло хищение, скорее всего виноват один человек, а не десять его коллег. В личных отношениях не совсем так. За выявление измен я не берусь еще по нескольким параметрам – есть серьезные границы в профессии, которые лучше не переходить.
Давайте, например, представим на секундочку мою работу в части опросов во время проведения разбирательства по какой-то ситуации на предприятии. Когда я спрашиваю человека – брал он или не брал тот или иной предмет, я задаю вопрос по-другому: Вы когда-либо, работая на этой работе, присваивали себе что-либо? Потом идет перечисление: карандаш, скрепки, степлер, образно говоря - товарно-материальные ценности. Если речь пойдет об измене, то я буду вынужден спрашивать, вступали ли вы когда-нибудь в сексуальную связь с таким-то человеком, и задавать кучу откровенных вопросов, что мне делать не очень хочется. Это как в анекдоте: «Молодой человек, вы гинеколог? – Нет, не гинеколог, но посмотреть могу». Я не гинеколог и смотреть не хочу (смеется). Да и тематика измены для многих людей имеет сильный психологический окрас. Шанс того, что человек ошибется, очень большой.
- В каком смысле? То есть полиграф может выдать неправильный результат и человек будет оговорен?
- Детектор не может ошибиться - ошибиться может только человек. Есть много полиграфологов, за которыми я провожу рецензию. Рецензия – когда за полиграфологом проверяется выполненная работа на предмет того, насколько она была правильно выполнена. В итоге нахожу большое количество ошибок.
- А за выявленные ошибки вы несете наказание какое-либо?
- Я не совершаю ошибок. А насчет остальных – не в курсе, не отслеживаю ситуацию.
Полиграфолог: не судья и не адвокат
- Учитывая разную категорию людей, наверняка бывали абсурдные ситуации?
- В большинстве случаев с просьбами проверить супругу на измену обращаются параноики. Им все столбы кажутся объектами, которые пристают к их женщине или, наоборот, к мужчине. Много на моей практике было абсурдных просьб. Например, молодой человек встречался с девушкой, но после ссоры она стала встречаться с его другом, с которым тоже поссорилась и вернулась к своему бывшему. И вот ее первый парень пришел ко мне, чтобы с помощью детектора выяснить, кого из них она любит – его или друга. Но я отказался от такой проверки.
- В современных фильмах к полиграфу относятся с опаской. Что это за аппарат?
- Есть 48 видов экспертиз, одной из них является использование детектора лжи. Полиграф – это небольшой переносной персональный компьютер с сенсорным блоком и датчиками снятия показателей. Сенсорный блок снимает показатели сигналов с датчиков, которые регистрируют информацию о физиологических процессах, после чего передают её на персональный компьютер.
Датчики фиксируют дыхание (верхнее и нижнее), сердечно-сосудистую активность, артериальное давление, изменения на коже и т.д. Человек должен сидеть прямо, ладони на коленях, он не может видеть, что происходит на экране компьютера.
На самом деле полиграфолог не судья и не адвокат, а нейтральное лицо. Оборудование показывает 100% четкие показатели, а полиграфолог их считывает и проводит анализ. Во многих случаях он помогает наладить отношения и доказать невиновность человека. Источником такого заказа может быть, первое – суд, второе – правоприменитель на этапе следствия, то есть следователи, дознаватели или оперативный сотрудник и т.д. И последнее: адвокат или сам участник уголовного процесса. Например, если адвокат подает прошение о назначении экспертизы либо исследования, то в итоге заявляется ходатайство о приобщении результата экспертизы к уголовному делу.
- Получается, в деле результаты полиграфа имеют большой вес?
- Могу рассказать одну историю. Молодой человек обвинялся в насильственных действиях сексуального характера в отношении лица, не достигшего 14-летнего возраста. Ему грозило от 12 до 20 лет лишения свободы. Парень утверждал, что ничего подобного не было и быть не могло. Мы провели полномасштабную экспертизу, и удалось доказать, что на самом деле он говорит правду. Вся суть была в чем? Девушка, которая обвиняла молодого человека, заявила об этом спустя год, то есть другие экспертизы провести было невозможно. Прохождение экспертизы на полиграфе – единственная экспертиза, которую можно было провести. Прошло несколько месяцев после этого случая, и выяснилось, что попутно девушка написала еще пять заявлений по той же статье на других молодых людей. То есть это у нее был своего рода бизнес.
Все люди врут, и вы - тоже…
- Собственную супругу проверяли на детекторе лжи?
- Нет. Ни мне, ни моей жене это не нужно. У меня четверо детей и прекрасная супруга – я и без полиграфа это знаю.
- Как нужно вести себя человеку при прохождении проверки на «машине правды»?
- Часто бывают случаи, когда люди хитрили в ходе проверки. Это бывает осознанно или неосознанно. Одно дело, когда человек прикусил язык или задержал дыхание, чтобы успокоиться, другое дело, когда у него непроизвольно зачесалась рука. Полиграф фиксирует все вышеобозначенные действия, так называемые артефакты. Изображение болевых ощущений или принятие успокоительных - тоже артефакты.
Если в процессе таких артефактов много, полиграфолог может посчитать, что человек оказывает сознательное противодействие. Поэтому моя задача, как психолога, на предтестовой беседе человека расслабить, объяснить, что эта проверка ему на пользу и если он собирается мне мешать в ходе процесса, то только навредит себе. Организм реагирует на разговор, на страх, на стресс. И главное, не спутать боязнь полиграфа и боязнь быть пойманным на обмане.
- Скажите честно, а кто больше врет: женщины или мужчины?
- Отвечу одной фразой: все люди врут!
- Ну, если вы такой хороший психолог, тогда спросите о чем-нибудь, я отвечу, и вы мне скажете: сказала я правду или соврала.
- Зачем же? Я просто предлагаю вам пройти тест на полиграфе и докажу, что врут все, в том числе и вы…
Испытано на себе
Полиграф – штука хоть и безобидная, но все-таки страшная. Наверное, уже в подсознании у людей заложен этот страх перед «машиной правды». Да и антураж делает своё дело, наводит страх. Признаюсь, двоякие впечатления. С одной стороны, мне нечего скрывать, вся моя жизнь довольно прозрачна и публична. Я не волновалась, но почему-то потели ладони. А с другой - был страх, что могут быть заданы неуместные вопросы, которые не были озвучены перед проверкой на полиграфе. Но подвоха не было.
В общих словах всё выглядит так: на столе лежит устройство по типу микшера с кучей проводов и всякими там креплениями/микрофонами/датчиками. Вся это вешается на тебя, и со стороны кажется, будто ты прикован к электрическому стулу. Мне прикрепили датчики на грудь, живот и на пальцы левой руки. Током ничего не бьется, все мягкое, кожу не царапает, вполне комфортно. Двигаться нельзя во время исследования.
Задавали вопросы касательно семьи, предательства, собственного имени и о том, способна ли я совершить преступление ради наживы.
Довольно долгий подготовительный этап. Сначала мне объяснили, как будет проходить тест, после попросили письменно подтвердить свое согласие на проверку. Позабавили вопросы о здоровье - спрашивали о наличии патологий сердца, астмы, гипертонии. Затем огласили темы, по которым буду проходить тестирование, уточнили, нет ли у меня вопросов, которые меня не устраивают. Когда все вопросы были согласованы, начали крепить датчики. Потом настраивали полиграф лично под меня, для этого задавали очевидные вопросы (скажите «да», когда прозвучит ваше имя, вам 38 лет?).
Мурад Салимгереев садится за ноутбук за моей спиной, регистрирует давление и включает приборы. Начинается тест. Он будет называть разные имена, в том числе и мое. Я должна отвечать «нет» на все варианты, включая мое собственное имя. Проходим эту проверку дважды.
Между вопросами есть промежутки времени для записи реакции. После того как все вопросы теста зачитаны, полиграфолог сообщает, что тест окончен.
После эксперт показывает на мониторе графики и объясняет результаты. Когда организму приходится «врать», это «чувствуют» датчики и рисуют на экране шкалу. Таким образом, заметен момент, когда я соврала, услышав свое имя.
«Основной принцип работы полиграфа: когда человек говорит неправду, его организм испытывает стресс, в нем проходит огромное количество химических реакций, которые в свою очередь запускают физические, на все это у организма уходит менее секунды. Стресс этот возникает из-за страха быть разоблаченным, если это виновный, причастный к чему-то человек. Именно из-за страха происходят физиологические изменения в организме, которые и регистрируются датчиками прибора, - объясняет эксперт. - Нервничают все, потому что процедура тестирования волнительна для каждого. Кроме страха разоблачения может существовать и страх ложных обвинений. Но это -тоже страх. Задача опытного специалиста – это распознать. Учитывается только реакция на конкретные вопросы. Если руки стали влажными, это не значит, что человек говорит неправду в настоящий момент. Они могут стать влажными от волнения».
Не страшно, не больно, не долго - с учетом разговора и подготовки, у меня лично процедура заняла около часа (обычная проверка занимает примерно 2 часа), из них большая часть — это подготовительный треп. И да, действительно эксперт прав: Врут все, и даже я!
Смотрите также:
- Не мужское это дело: Капризы и принципы «демонстраторов моды» →
- Я не кровожадный: На что готовы художники ради вдохновения? →
- Шамиль Алиев: «Юбилеи не праздную» →