Марат Шахманов с трудом вмещается в какую бы то ни было культурную нишу. Его без преувеличения можно назвать писателем, драматургом и журналистом. Ко всему этому, он занимается ещё и профессиональным боксом.
В беседе с журналистом «АиФ Дагестан» Марат Шахманов рассказал о том, как распознать в себе драматурга, о чем говорят гороскопы и как он познакомился с дагестанским театром.
Магическая сила
- Марат, как человеку распознать в себе драматурга? Ведь не может эта профессия держаться на одной любви к театру.
- Любовь к театру все-таки, прежде всего. Я не очень понимаю драматургов, которые пишут только для реализации себя, в ожидании, что кто-то возьмёт и поставит их пьесу. Драматургия и театр – магическая сила в искусстве и творчестве. Это как воздух, который усваивается фибрами души моментально. Здесь ты находишь людей, которые готовы тратить на это странное дело своё время и силы. Ты живёшь этим. Моим путём изначально была борьба. У меня дядя заслуженный тренер России по вольной борьбе, поэтому меня с ранних лет и отправили заниматься спортом. Отец - заслуженный врач Дагестана. У меня много корней, да и по гороскопу я Весы – отсюда вся моя многогранность.
- Веришь в гороскопы?
- Я не верю в гороскопы, как в спекуляцию, я знаю о влиянии звездных систем на человека и даже на целые страны, и потому признаю астрологию серьёзной наукой.
- Как и то, каким образом можно совместить творчество со спортом?
- Я бы сказал, что творчество и спорт – это синтез силового единоборства, стихии человеческой, энергии солнечной и духовной поэзии. И если мужчина всё вышеназванное сочетает в себе, то это высокий синтез, который должен выразиться в каких-то творческих плодах. Даже не просто в искусстве, а в жизни. То, что я делаю в жизни - это шахбокс, то есть, единоборства и творческая мастерская. Это уже в практическом оживлении и даже в людях, а не только на бумаге. Здесь и ум работает, и сила, и интеллект. Для человека, который хочет развиться – шахбокс – это сильная вещь. Ты планируешь умственную стратегию, решаешь задачу и тут же ее реализовываешь по схожему алгоритму, но только в реальном действии. У меня есть бойцы – чемпионы по шахматам, по боксу, а есть кандидаты в мастера спорта по двум видам спорта одновременно. Я сам чемпионат Москвы выиграл, на чемпионате мира выступал. Главное, что это интересно!
- Что такое шахбокс?
- Представь себе смесь самой интеллектуальной игры – шахмат и физической борьбы – бокса. Это, на первый взгляд, абсолютно противоположные виды спорта, но именно из-за такого объединения к участникам и спортсменам предъявляют большие, почти недостижимые требования. Им необходимы хорошие психологические и физические навыки.Я начал развивать его в России, а точнее в Москве с 2013 года с нуля. И есть успехи у моих учеников, которых я тренирую. У нас шесть чемпионов мира и разное количество победителей международных турниров.
- Тебя ученики не боятся?
- Ученики не должны бояться тренера, они должны его воспринимать всерьёз. Я, может, не везде гибко веду себя, но ведь тренер не меньше всех испытывает напряжение, потому что эта работа достаточно нервная. Но сами они меня очень радуют.
Муки главного критика
- Глядя на тебя, вспоминаются слова Жан Жак Руссо: «…необходимо, чтобы тело находилось в движении, и тогда ум тоже начинает двигаться». Но лично для меня ты драматург и писатель. Поэтому интересно узнать, как ты познакомился с нашим Русским театром?
- Признаться, я писал, не думая о работе в театре. Театр, в виде драматургии жил во мне изначально, как живое слово живёт в душе человека. По наставлению моего хорошего друга Джавгарат Супьяновой, я приступил к поступлению в Союз писателей. Она смогла убедить меня, что это важно, отправила мою пьесу «Плач Валькирии» Скандарбеку Тулпарову (главный режиссер Русского драматического театра – прим.кор.). В итоге из моего произведения получился спектакль под названием «Исповедь», повествующий о начале зарождения фашизма в Германии. Премьера прошла зимой прошлого года и была по достоинству оценена критиками и зрителями.Я это понялпо отзывам, по слезам на глазах у зрителей, по состоянию людей, потому что я присутствовал при показах пьесы.
- Почему ты взялся отобразить в произведении тему фашизма?
- Мне кажется, что эта тема близка всем. Сколько ребят пострадало от него, последовав за речами лжепророков! Волки в овечьей шкуре, использовав древнюю идеологию ариев, которая, к слову, ничего общего с фашизмом и злом априори не могла иметь, втянули миллионы доверчивых молодых людей в жерло войны. К счастью, это зло удалось остановить, но история ведь циклична и часто повторяется. Мы должны это помнить и сделать все, чтобы наше молодое поколение вновь не последовало за лжепророками и ради мнимой борьбы за справедливость не поддалось разрушительным речам, став инструментом в чьих-то грязных руках. Помогло мне в написании пьесы и то, что я некоторое время жил в Германии и изучал язык. В какой-то степени я имел возможность постигнуть ментальность немцев, их культуру и историю.
- Еще в Испании жил некоторое время, как мне известно. В итоге, сейчас ты вернулся на родину.
- Это судьба. Я мог там остаться, за бугром - дорога мне открыта всегда, но мне нравится дома, в Дагестане. Я люблю свой дом.
- В этом нет сомнений, поскольку в 1999 году во время вторжения бандформирований в Дагестан, ты чуть ли не один из первых записался в отряд ополчения.
- Это был сложный период для региона и всей страны - я не смог остаться в стороне от происходящего. Убеждение, что сила – единственный выход, это заблуждение, ведущее к истреблению человечества. Наш шанс, надежда в том, что провидение изменит нашу судьбу, уведет нас с тупикового пути войны, по которому идет мир. Если говорить словами Достоевского, то красота спасет мир, но не стоит забывать, что речь не о внешней, а о красоте внутренней, красоте духа. Я думаю, каждый мужчина должен защищать свою семью, дом, Родину. Здесь нет ничего сверхъестественного.
- Марат, критика, по своей сути, бывает или справедливая или к сожалению, неграмотная. Какое замечание тебе запомнилась надолго?
- Критика, не просто критика, а профессиональная, мне,безусловно, помогает в творчестве. Во время работы над пьесой главный режиссёр Тулпаров, человек с огромным опытом, творец, прошедший большую школу режиссуры, давал мне важные советы, которые мне пригодились. Были профессиональные оценки и со стороны других специалистов. Но, по моему мнению, главный критик живет внутри меня. У меня преподаватели хорошие: Даниил Андреев, Александр Блок, Александр Пушкин, от которых мне удалось получить большую творческую поддержку в виде знаний. (Улыбается.)
От эгоизма не спрятаться
- Мама гордилась тобой?
- Она иногда хвалила, но часто непредвзято оценивала моё творчество. Мама была свидетельницей моих начальных и последующих творческих мук. Через нее мне и передалось слово. Литература в моей жизни начиналась с маминых сказок, и любовь к литературе, чувство языка, были привиты ею. Она учитель, и у нее очень хорошая подготовка по русскому языку и литературе, хоть она и преподавала труд девочкам.
- О чем тебе хочется писать, но не получается?
- Я сейчас пишу роман, который связан с Испанией. Там есть и биографические моменты, и выдуманные. Его я не могу никак дописать, но он очень сильно мной владеет. Эпизоды из него мы даже отсняли для будущего фильма. Я должен посмотреть на свое произведение глазами зрителя, но у меня не всегда получается, потому что я постоянно что-то редактирую и дописываю.
- Может потому что лень? Ведь как писал Есенин: «Времени нет. Серьезно? Это желания нет, время есть всегда».
- (Смеется). Лень опасна ещё потому, поскольку свой талант, свое творчество, может растоптать только сам человек и его лень, отступничество от пути, которое было дано свыше.
- Есть что-нибудь такое, чем хочешь заняться, но пока времени нет?
- Я считаю, что человек должен быть многогранен. Но для этого надо работать, искать эти грани, как море обтачивает камни. Одна из граней, которую я вижу на данный момент - это кинематограф. Я занимаюсь сейчас съемкой, монтажом, и мне бы и дальше хотелось воплощать свои идеи.
- На ринге ты агрессивен, за рабочим столом – сосредоточенный, Марат, а какой ты на кухне, с семьей?
- Возможно, я меньше внимания уделяю жене и детям, чем хотелось бы – есть такой недостаток. Дома, к сожалению, есть моменты раздражения, когда ты не можешь сосредоточиться, потому что находятся какие-то помехи. Это момент эгоизма, но и тех же самых творческих мук, в которых рождается произведение. Мне нужно самого себя очищать от негативных мыслей, чтобы уметь сдерживаться. И я стараюсь, поскольку семья - на первом месте, да и дома чай всегда вкуснее и молитва крепче.