В Дагестане с 1 августа по 1 сентября проводится общероссийская кампания «Гражданин и полиция» по мониторингу осуществления деятельности полиции. Наш корреспондент беседовал с координатором кампании по РД, ведущим экспертом Совета при Президенте РФ по правам человека Гасаном Айгуновым.
- Расскажите, пожалуйста, какова цель кампании и в чем заключается мониторинг службы полиции?
- Мониторинг полиции - это осмотр всех служб, начиная с дежурной части районных отделов полиции, деятельности участковых уполномоченных, патрульной постовой службы, дорожно-патрульной службы, стационарных постов ГИБДД, регистрационно-экзаменационного отдела ГИБДД, Федеральной миграционной службы и информационных стендов в указанных службах.
Так, например, мы обращаем внимание на работу участковых пунктов полиции, их техническое оснащение и транспортное обеспечение, нагрузку на одного участкового уполномоченного, результаты профилактической работы, проводимой участковыми с гражданами, укомплектованность служебных автомобилей, знание и соблюдение сотрудниками ДПС правил дорожного движения, пресечение правонарушений, профессионализм и корректное поведение инспекторов с водителями и пешеходами и т.д. Принимаем во внимание наличие информации о приеме граждан, сведения о должностных лицах территориального ОВД, о порядке и сроках рассмотрения обращений граждан, порядке обжалования действий сотрудников полиции. Во время инспектирования проводится краткая беседа с сотрудниками полиции о целях вовлечения граждан в общественный контроль с разъяснением задач проекта «Гражданин и полиция». Это прежде всего: повышение открытости, доступности и подотчетности полиции институтам гражданского общества; укрепление гражданского контроля и повышение роли и значения гражданского участия в деятельности полиции; снижение уровня конфликтности в обществе и между гражданами и властью (полицией, в частности); открытость и публичность деятельности полиции; повышение степени доверия и уважения со стороны граждан к сотрудникам полиции.
Степень близости
- Тем не менее у нас в обществе до сих пор степень доверия населения к правоохранительным органам оставляет желать лучшего. Почему так?
- К сожалению, в деятельности правоохранительной системы сегодня наблюдается много недостатков. Несмотря на солидный бюджет, она не отвечает требованиям современности. Сотрудники сверх меры загружены бумажной работой ради достижения показателей и отчётности, которые необходимы руководству ведомства, а не гражданам.
Причиной недостаточного доверия населения к правоохранительной системе и недостаточной защищённости граждан является слабая связь правоохранительных органов с населением. При этом проблема не столько в личных качествах самих сотрудников и их профессиональной подготовке, сколько в институциональном устройстве, организационных стимулах правоохранительных органов, в самой системе сверхцентрализованного управления, которая является следствием недостаточного доверия к рядовым сотрудникам со стороны их собственного руководства, а также отсутствии иных более гибких механизмов контроля, чем бюрократическая отчётность.
Уважение достоинства человека и личности должно быть ключевым в работе правоохранительной системы, даже если для этого придется пожертвовать мнимой эффективностью борьбы с преступностью. «Мнимой» – потому что общество не чувствует себя защищенным, когда раскрытие преступлений достигается давлением на подозреваемых, нарушением их права на защиту, обвинительным уклоном на досудебной и судебной стадии.
Более того, работа правоохранительной системы сегодня стала определять работу всех отраслей государства, сказываясь не только на потерпевших и обвиняемых, но и на качестве образования, здравоохранения, инвестиционном климате. Риски уголовного преследования стали постоянной угрозой любой частной инициативы – в бизнесе, в деятельности общественных организаций. При этом сами сотрудники правоохранительных органов не имеют возможности открыто критиковать руководство и осуществляемые ими действия, защищать свои профессиональные права, а также находятся под риском уголовного преследования, в результате чего зачастую реагируют на возникающие проблемы «по шаблону», исключающему «человеческое» измерение конкретной ситуации.
Муниципальная милиция
- Когда же от этих далеко не оптимистичных выводов мы перейдем к изменению ситуации?
- Изменить ситуацию может комплексная реформа правоохранительной системы, построенная на организационных принципах: децентрализация, реформирование всей системы правоохранителей, а не только МВД, радикальное снижение полномочий прокуратуры в части общего надзора, создание муниципальной милиции, изменение систем оценок в правоохранительной системе, отмена количественных показателей работы. Необходимо ввести механизмы независимой экспертной оценки решений об отказе в возбуждении уголовного дела, прекращении или приостановлении уголовных дел. Можно многое перечислить.
В качестве альтернативы общему надзору прокуратуры следовало бы рассматривать гражданско-правовые инструменты, в том числе иски в защиту интересов неопределённого круга лиц.
Далее муниципальный закон предусматривал создание муниципальной милиции, но по истечении многих лет этого так и не было сделано. Муниципальные власти должны получить возможности реализовать свои компетенции в области охраны общественного порядка, предусмотренные Конституцией. Сделать это позволит принятие закона «О муниципальной милиции», который позволит муниципальным образованиям получать финансирование на эти цели и определять штатную численность части подразделений полиции. Но, к сожалению, эти демократические перемены не находят своего применения из-за коррумпированной бюрократии муниципалитетов.
Работать по старинке?
- Вы затронули тему общественного контроля. В нашем государстве он пока находится в зачаточной стадии. Какие трудности и перспективы становления общественного контроля?
- Конечно, для осуществления этой задачи в стране должно быть достаточное количество граждан, способных вести общественный контроль по правам человека. И не только грамотный, квалифицированный контроль, но и независимый. Общественный контроль – новое дело не только для граждан, но и для сотрудников органов власти и ранее закрытых учреждений, многие из них не готовы в достаточной мере воспринять эту новую активность гражданского общества. Им удобней работать по старинке, когда бытовало убеждение и правило, что все происходящее в правоохранительной системе – специализированных учреждениях - должно оставаться большим секретом для общества. Кроме того, есть реальные противники общественного контроля в стране. Оно и понятно – при наличии насилия, коррупции, казнокрадства, жестокого обращения и унижающие человеческое достоинство условия содержания руководителям различного ранга хотелось бы скрыть это положение дел. Могу уверенно сказать, что с помощью общественного контроля правоохранительная система в нашей стране, хоть и медленно, но делает шаги к гуманизации и развитию. За короткий промежуток времени большинство контролеров стали востребованы и узнаваемы как среди граждан, находящихся во временной изоляции, так и жителей своих регионов. Благодаря их настойчивости и принципиальности десятки, сотни людей получили реальную поддержку при отстаивании своих прав, и в перспективе такая работа будет усиливаться.