Государственную защиту относят к одной из самых закрытых служб системы МВД России. Государственную защиту не следует путать с государственной охраной под которой обычно находятся первые лица государства, представители органов власти. Работа ее сотрудников обычно не афишируется, а сведения о защищаемых лицах составляет государственную тайну.
Подразделения государственной защиты были образованы в 2008 году. В задачу этих подразделений входит обеспечение безопасности жизни, здоровья и имущества участников уголовного судопроизводства, также судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов. Подобные задачи ранее возлагались на подразделения по борьбе с организованной преступностью, которые не могли на тот момент обеспечить квалифицированную защиту. Для этого необходима была разработать детальный механизм функционирования особой службы, иметь нормативную базу, финансирование. И работа в этом направлении велась.
В настоящее время законодательную основу функции государственной защиты составляют Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства", Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», ряд Постановлений Правительства Российской Федерации, другие нормативные правовые документы и инструкции. В 2009 году вышло очень нужное Постановление Правительства РФ, которым была утверждена государственная программа «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», расчитанная на пятилетний срок, т.е. по истечении заданного срока принимается очередная программа. Финансовые средства в таком деле выступают гарантом обеспечения безопасности защищаемых лиц. Денежные средства идут на аренду жилья, закупку питания, содержание, пользованием средствами связи и т.д. Заметьте, государство берет на себя все расходы, связанные с обеспечением безопасности защищаемых лиц, в том числе и членов их семей.
По своей сути государственной защитой занимается не только Министерство внутренних дел. Закон разрешает в пределах своей компетенции осуществлять эту функцию таким структурам как: Управление Федеральная служба исполнения наказания, Федеральная служба безопасности, Управление Федеральной службы войск национальной гвардии. Причем финансовые средства из вышеназванной Государственной программы распределяются и на эти ведомства. Все же, большая часть выделяется МВД, так как оно несет основную нагрузку в борьбе с преступными проявлениями.
Важной составляющей всей программы государственной защиты является – силовая поддержка. В структуру Дагестанского подразделения государственной защиты входит отряд физической защиты. Его составляют сотрудники с немалым опытом работы в строевых подразделениях, имеющие боевой опыт и экипированные не хуже их коллег из других подразделений специального назначения. Во главу угла ставится почти ежедневная физическая подготовка, отработка приемов самообороны, стрельба из различных видов вооружения. Попасть туда хотят многие, но отбираются самые выносливые, устойчивые к стрессовым ситуациям, способные принимать правильные решения в экстремальных ситуациях.
Справедливо считается, что богатейшим опытом в области государственной защиты обладают развитые мировые державы такие как США и Италия. В этих странах давно поняли преимущества программы защиты свидетелей, с помощью которой удается успешно бороться с организованной преступностью и международными картелями. Одной из причин того, что такая программа не принималась в нашей стране – это отрицание наличия организованной преступности на протяжении многих лет. А в «лихие» 90-е, когда на добросовестного свидетеля воздействовали многочисленными способами: шантаж, подкуп, угрозы насилия ему ничего не оставалось делать как отказаться от показаний. Это рождало безнаказанность. Оправданный преступник совершал очередное преступление. Можно представить себе сколько уголовных дел было возвращено судами на доследование и в настоящее время не имеют какой-либо перспективы.
Одно из последних направлений, реализуемых при исполнении функции государственной защиты - это постоянное наблюдение за психическим состоянием защищаемых лиц. Естественно с подобной задачей может справиться только психолог и он у нас есть. В его задачу входит оказание как было сказано психологической помощи, сведение на нет стрессовых, тревожных ситуаций, профилактика суицидальных проявлений. Защищаемые лица – это те, кто подвергся насилию со стороны преступников либо находящиеся под мощнейшим давлением со стороны обвиняемых по уголовным делам. Угрозы могут поступать и сотрудникам правоохранительных органов, в связи с осуществлением ими служебной деятельности. Наша задача – своевременно предложить помощь от имени государства, но при одном условии – наша помощь может быть оказана при добровольном согласии, без какого-либо принуждения. Дав свое согласие защищаемые лица подпадают под программу защиты свидетелей и с этой минуты государство несет ответственность за жизнь, здоровье и имущество защищаемых лиц, в том числе и их близких. Это очень важно. Добросовестный участник уголовного судопроизводства, готовый свидетельствовать в отношении преступников заслуживает уважения и особого отношения.
Законом предусмотрены меры безопасности которые представляют собой комплекс мер начиная от охранно-оперативных, заканчивая жилищными, социальными и др. Необходимо решать вопросы размещения в безопасных местах, трудоустройства на новой работе в случае переезда на временное место жительства, обустройства детей в детских садах и школах. И, все это необходимо делать в условиях строгой конфиденциальности. Одним словом, нашей задачей является выведение защищаемых лиц из опасной зоны, до нейтрализации угрозы.
Цели и задачи нашим подразделением достигаются не только за счет охранных мероприятий. На нас возлагается также и задача по установлению источника угроз, т.е. выявление и задержание злоумышленников, оказывающих преступное воздействие на защищаемых. И здесь нам предоставлено право проведения специальных оперативных мероприятий.
В своей работе по установлению источников угроз мы не прибегаем к действиям если они связаны с риском для жизни защищаемых лиц. К примеру, такое встречающееся пока явление, когда потерпевший иногда выступает приманкой для преступников или как говорят «ловить на живца» не приемлимо для нас. Наоборот принимаются все меры по изменению номера телефона, внешности, места жительства, и все это, без привлечение внимания. Сейчас у нас находятся под защитой граждане, проходящие по резонансным уголовным делам, согласившиеся давать показания против подозреваемых при условии применения к ним мер государственной защиты. И как показывает практика, граждане чувствующие защиту в лице государства не отказываются от раннее данных показаний в суде, а преступники получают по заслугам.
Однако, не все так гладко. Многие граждане недооценивают сам институт государственной защиты, призванных защищать права и свободы граждан, стоящих на страже собственности, жизни, здоровья и имущества граждан. Выражается это в недоверии к подразделениям государственной защиты, когда участники уголовного судопроизводства отказываются от защиты в лице государства, и прибегают к услугам близких и родственников. Напомним, что сведения о лицах в отношении которых принимаются меры безопасности относятся к государственной тайне. А, если кем-то распространяются сведения о мерах безопасности в отношении защищаемых лиц, то за это предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со статьями 311 и 320 УК РФ.