Дагестанские ногайцы возрождают традицию празднования Сабантоя (в переводе – «праздник плуга»). Народные гуляния, которые включают конные скачки, традиционные игры и спортивные состязания, не проводились в Ногайской степи Дагестана очень давно, а в Ставропольском крае и КЧР не такого масштаба. В последний раз его отмечали больше 20 лет назад. Последние годы массовые гуляния стали стали организовывать в Нефтекумском районе Ставропольского края. Теперь традицию решили возродить и в Дагестане.
Отметить праздник весны и полевых работ съехались 20 апреля в село Кунбатар Ногайского района. Инициаторами празднования выступили местные фермеры, которые готовились к нему три месяца. Была построена 10-метровая арка с поздравительным баннером. Кроме того, на поле построили сцену, три юрты, две крытые площадки под столовую и прилавки для продавцов. Главным событием обещали стать конные скачки. На празднование приехали ногайцы из Чечни, Ставропольского края, Карачаево-Черкессии, Москвы и других регионов России.
На кострах в больших казанах готовили плов, в юртах были представлены традиционные ногайские предметы быта: коврики, детская люлька, кувшины, элементы одежды, головные уборы, музыкальные двухструнные инструменты.
В начале праздника гости посмотрели театрализованное представление о 40 батырах. Всадники в национальных кожанно-меховых одеждах с копьями и флагами сыграли богатырей из истории, которые в разное время стали героями, защитив свой народ.
Глава села Кунбатар Алимурза Бариев в своём выступлении отметил, что Сабантой является культурной ценностью ногайского народа. Через нее поддерживается единство народа и знание истории.
Глава Ногайского района Мухтарбий Аджеков обьявил о планах по газификации села Кунбатар в этом году, обновлении электросетей и создании парковой зоны.
Председатель дагестанской общественной организации татарской национальной культуры «Туган тел» Эльмира Кадырова значимость события, направленного на сохранение традиций ногайского народа. "Этот праздник уходит своими корнями в седую древность и несёт основную мысль праздника плуга, выражающего основную мысль любви к земле, к труду. Праздник имеет более 1000-летнюю историю и давно перешёл национальные границы", - отметила она.
Татарские гости из Махачкалы напомнили, что праздник Сабантой ежегодно празднуется и татарскими общинами по всей России, но он никогда не отмечался татарами Дагестана. Сабантой планировали провести в 2018 году в Махачкале, но по многим причинам не состоялся. Следующий Сабантой татарская община хочет провести уже с ногайцами Дагестана.
Гостей угощали национальным блюдом курмеле - запеченной в закрытой яме бараниной. Для ее приготовления были выкопаны двойные ямы. После обеда начались конные скачки. Участвовали от 10 до 15 голов в каждом из 6 заездов разных дистанций. Призовой фонд составлял 300 тыс. рублей. Победителями стали команды из Чечни, села Кунбатар, Туркменского района Ставрополья и другие.
После скачек на отдельной площадке прошла конная борьба - «баьтыр куьрес», в которой два наездника стараются стащить друг друга с лошади, либо пересесть на лошадь соперника.
Кроме конных состязаний на Сабантое прошли состязания по перетягиванию каната, борьба на поясах, стрельба из лука, силовые единоборства. Также участники могли попробовать достать приз, взобравшись по 10-метровой трубе.
Всего в Сабантое, по подсчетам организаторов, участвовали около 1000 человек. В следующем году Кунбатар рассчитывает передать эстафету по проведению такого мероприятия.
От имени Штаба по проведению Сабантой-2019 выступил депутат райсобрания Ногайского района, Рустам Адильгереев, он отметил важность праздника Сабантой для сохранения традиций, культуры и быта ногайцев. Также он сказал, что Сабантой способствует сплоченности и объединению.
Организаторы Сабантоя денежно отметили многодетную семью Шориевых, последнего ветерана ВОВ в Ногайском районе Шамсутдина Шувакова и школьную учительницу ногайского языка, написавшую народный гимн села Кунбатар Лизу Махмудовну. Таким образом организаторы проявили уважение к прошлому и старшим, к родному языку и своему народу и семейным традициям и обратили внимание на демографический вопрос.