Гуманитарная культура выступает одним из элементов и признаков духовной культуры личности, социальных общностей, всего общества. Она во многом определяет внутреннюю мотивацию социальной активности людей.
Научный консультант Международного научно-образовательного центра имени А.А. Зиновьева Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, кандидат педагогических наук, поэт, просветитель, публицист и философ Михаил Фридман поведал корреспонденту «АиФ Дагестан» о философских проблемах социально-гуманитарного знания, и о том, что его связывает с Дагестаном.
Идеальное место для жизни
- Михаил Феликсович, ну, во-первых, как мне известно, у вас немало стихов о Дагестане. Откуда такой интерес к нашей республике?
- Хороший вопрос. Я гражданин Российской Федерации - это и моя республика тоже. Более того, у меня много друзей в Дагестане, мне там нравится. У вас очень красиво: осколки кочевой цивилизации, уникальная природа и удивительно открытые люди. В последние несколько лет, я часто посещаю ваши края. Дагестан - самая многонациональная республика, она как модель РФ, тут все народности находят свое место: богатейшая история, оригинальные народные промыслы и ремесла, совершенно не похожие друг на друга языки. Это очень здорово.
- Какой-нибудь язык попытались выучить?
- Нет, конечно, это очень сложно. Взять, например, слово «брат» как самое распространенное, оно на разных языках звучит по-разному. У лезгин - стха, а у рутульцев – шугу, на аварском же «брат» звучит как «вац», уци - у даргинцев и так далее. Я уверен, что из этой республики можно сделать идеальное место для жизни и работы, но это потребует титанических усилий. В Дагестане есть все: и горы, и море, и мощный человеческий ресурс - основная проблема в ментальности, нужно многое менять в сознании. Дагестан, на мой взгляд, не определился стратегически: кто он и где он. Если определится, то появятся и эффективные экономические модели.
- Есть только видимость?
- Я бы сказал, что и видимости нет, хотя республика имеет огромный потенциал развития. Нынешний руководитель республики понимает, что нужно начинать с культуры, речь о перепроектировании общественного сознания, о формировании нового мировоззрения. Как я уже говорил, у Дагестана колоссальный потенциал: и экономический, и социальный, и политический, и культурный. Дагестан обладает всеми признаками самодостаточности. Он мог бы стать роскошным туристическим местом, мощным научно-производственным кластером, крупным финансовым центром, эффективной логистической площадкой. Перспектив достаточно. Тут надо работать с элитами.
- Что вы имеете в виду?
- Дагестан - это не просто республика, это содружество, а точнее контекстное сосуществование диаспор, лидеры которых во многом определяют порядок взаимодействия местного сообщества и социальных институтов, они же формируют общественное мнение - с этим нельзя не считаться. Элиты - это одна из основных внутриполитических сил региона, пытающегося сочетать традиционные ценности Кавказа и тенденции развития современного общества, поэтому они или - эти элиты – или будут помогать, или станут вредить разработке и продвижению новой стратегии развития республики.
Молодежь перестала думать
- Систему образования, каких регионов или стран можно взять в качестве образца для нашей республики с учетом ее многонациональности?
- Никаких. Нужно разрабатывать собственную, в соответствии со стратегическими ориентирами и целевыми установками. Республика многонациональная, многокультурная - причем такою она была фактически изначально, а не в результате миграционных процессов последних 20-30 лет. Образование должно быть средством формирования и продвижения стратегии развития республики. Среднее профессиональное образование – техникумы и колледжи - должно ориентироваться на производство, а это проблема. Люди хорошие, добрые, отзывчивые и целеустремленные. Нужно менять формат современной школы, создавать конкурентную среду в педагогическом сообществе, минимизировать коррупционную составляющую, в общем, работы много.
- Сказать - легко, а сделать?
- Причин несколько: Первое: новая школа должна быть ответом на новую стратегию, а ее нет даже на федеральном уровне. Второе: нет кадров ни для разработки новой реформы, ни для ее осуществления - их надо готовить. Третье: этим никто не занимается в Дагестане в принципе. А само по себе оно не вырастет. Переход к новому типу общества, к информационному, не может не сказаться на существующих социальных институтах. Новое общество нуждается в новых институтах. Государство, семья, школа - таким образом, тоже должны измениться в соответствии с требованиями времени, но пока они только ищут новые формы существования. Не определились: школа - в упадке, причем и средняя, и профессиональная, и высшая, и научная - это системный кризис.
- Единый Государственный Экзамен уже несколько лет проводится в школах России, и, кстати, сказать, многие дагестанские ученые утверждают, что новая система обучения, подняла уровень образования у молодого поколения...
- Это заблуждение и оно безосновательно. ЕГЭ основано на натаскивании, а не на образовании. Уровень образования молодого поколения удручает - молодежь перестала думать - она хочет получать только готовую информацию по первому клику. Везде все по-разному, в целом, образование по всему миру в кризисе, однако, в ряде государств, например, ЕС, США, Китай, Южная Корея и так далее, образование является инструментом реализации выбранной стратегии, даже если она тупиковая.
Мое место в России
- Михаил Феликсович, вы, как философ и поэт, должны помнить слова Карла Маркса: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». А в чем состоит дело философии сегодня?
- В проектировании новых смыслов, новых ценностей, нового мышления. В настоящее время мировой кризис - системный, он не только политический, экономический, технологический. Это кризис мышления. Нам всем нужно научиться думать по-новому. Западная модель, основанная на хрематистике (концепция целеполагания на основе обогащения), себя не оправдала: деньгами всю сложность мира и жизни не описать - нужны иные языки. Философы (исследователи, методологи, художники, писатели и пр.) должны предложить свои решения этой проблемы.
- Современное поколение, какое направление в поэзии предпочитает? У вас есть поклонники в Дагестане?
- Да, есть ребята, которые знакомы с моим творчеством, насколько они являются его поклонниками, сказать сложно, так же как и по поводу направления в поэзии. Молодежи всегда свойственны и противоречивые, и протестные, и консервативные предпочтения, поэтому, вероятно, разную поэзию: силлабо-тоническую классику, и постмодернизм, и минимализм.
- То есть сказать, что молодежь перестала интересоваться поэзией, предпочитая компьютерные игры и общение в соцсетях, нельзя?
- Можно, ибо процент этот крайне мал. Тоже все очень просто: человек рождается и умирает: когда и как он умрет, сколько ему тут быть - он не знает. Остановить - отложить жизнь нельзя, заменить эпоху тоже, поэтому нет иного варианта, как формировать смыслы своего существования. Инструментами по их формированию является литература, искусство, общественное мнение, виртуальная среда, и важно, что с переходом к информационному обществу доля влияния перечисленных инструментов на определение индивидуальной жизненной траектории тоже существенно меняется.
- По прибытию в Дагестан, какие места вы посещаете в первую очередь и чем предпочитаете полакомиться?
- Обычно я останавливаюсь в Махачкале, заезжаем в Дербент и Ахтынский район. Из национальных блюд, конечно, разные виды хинкала, чуду, курзе, шашлык, калмыцкий чай. Запомнились: дагестанские свадьбы, поездки в горы, публикации в местной дагестанской газете. Свадьбы, например, это настоящее стихийное бедствие: буйство красок, много шумных людей, пир горой, девушки с килограммами косметики на лице, под которой не видно их природной дивной красоты, разгоряченные джигиты, танцующие зажигательную лезгинку.
- Какая страна вас удивила больше всех и чем?
- Россия своим вечным непостоянством. Она, конечно, живет вопреки всему, и это не может не удивлять. Очень интересен Израиль, так как на наших глазах фактически с нуля создается классическое государство, но как бы я ни уважал это государство, жить там не смог бы. Мое место в России. Дома.