Несмотря на заверения властей, транспортный вопрос становится всё острее для дагестанцев с каждым днём и годом. Особенно тяжело ситуация ощущается в Махачкале, где горожане сталкиваются с нехваткой автобусов, устаревшей техникой и ростом тарифов.
Новые машины и старые уроки
О развитии транспорта говорил глава республики Сергей Меликов во время недавней прямой линии с жителями.
«Мы занимаемся этим вопросом. Сегодня будем обсуждать с мэром города развитие транспортной инфраструктуры Махачкалы. Обязательно рассмотрим увеличение объёмов общественного транспорта. Как вы знаете, совсем недавно мы запустили новые автобусы, и в следующем году эта работа будет продолжена», — заверил Сергей Алимович.
С 1 января 2026 года на линии Махачкалы выйдут 84 новых автобуса по нацпроекту «Инфраструктура для жизни»: 11 больших, 57 средних и 16 малых. Закупку обеспечат за счёт программы льготного лизинга через АО «Государственная транспортная лизинговая компания», а в городском бюджете уже предусмотрено не менее 600 млн рублей на содержание маршрутов. Администрация намерена внедрить автоматизированную оплату проезда и оптимизировать маршрутную сеть.
Однако многие вспоминают аналогичный, но провалившийся в начале 2020-х проект. Тогда Махачкала получила автобусы на метане, но кампания закончилась банкротством ГУП «Махачкалинское пассажирское автотранспортное предприятие № 2». К январю 2022 года из 60 машин на ходу оставались 26, долги превысили 260 млн рублей, а часть техники и имущества оказалась утрачена.
Когда автобус превращается в фитиль?
За последние пару лет в городе участились возгорания общественного транспорта. Недавно, 13 ноября сгорел один из тех самых «метановых» автобусов. Автотехник-слесарь Рамазан Пайзуллаев, много лет проработавший в системе техобслуживания, видит главную проблему в кустарном ремонте.
«Я видел это не раз. Хозяин автопарка приходит в сервис и первым делом спрашивает не о качестве, а о цене: „Можно подешевле?“ Так начинается цепочка компромиссов, которая потом заканчивается пожаром на дороге», — рассказывает специалист.
Пайзуллаев уверен, когда в электрику вмешиваются люди без допуска и знаний, машина превращается в фитиль. Особенно если речь идёт о пассажирском транспорте, где нагрузка выше. Решить проблему можно только через жёсткий технический контроль и ответственность руководителей автопредприятий.
«Пока будут чинить по принципу „лишь бы ехало“, пожары будут повторяться. Это уже не случайность, а закономерность», — добавляет он.
Проезд подорожает?
С начала нового года в столице планируется повышение тарифов на городском транспорте. Несколько перевозчиков предложили установить стоимость поездки 40–45 рублей.
Начальник управления транспорта, Андрей Гусейнов отметил: «Необходимо улучшить качество транспортных услуг, горожане недовольны малым количеством транспорта, большими интервалами движения и низким уровнем обслуживания».
Перевозчики объясняют: расходы растут, а экономически обоснованная цена, по их словам, составляет 80–90 рублей. В мэрии обещают поиск «разумного баланса», но жалобы горожан множатся: автобусы и маршрутки в часы пик переполнены, люди стоят в проходах, а в зной и в пробках воздух в салонах становится тяжёлым.
«Ждёшь свой автобус по двадцать минут, потом заходишь — и уже не повернуться. Поднимают цену, но не качество», — говорят жители столицы.
Пригород стоит
В пригородах ситуация ещё сложнее. На маршрутах, связывающих Махачкалу с Новолакским районом, транспорт ходит нерегулярно и часто переполнен. «Набиваемся как кильки в банку. Все на нервах. Водители маршруток не согласны выезжать строго по графику — говорят, не выгодно», — жалуются жители Новолака.
Руководитель компании «Новострой-Транс» Курбан Курбанов сообщил нашей редакции, что машины выходят на линию по расписанию.
«Сейчас на маршруте работает не менее 26 машин. Максимальный интервал — 10 минут до позднего вечера. Проблема — в махачкалинских пробках. Транспорт долго стоит в заторах при выезде из города, мы пробовали держать запасные машины, но это не помогает», — признаётся он.
Жители столицы и пригородов надеются, что переломить кризис сможет новый мэр Махачкалы Джамбулат Салавов, ранее возглавлявший Минтранс РД. От него ждут системных решений — чёткого расписания, реального обновления парка и контроля над безопасностью.
Жители Дагестана пожаловались на работу маршруток в Новострой
Меликов пообещал заняться увеличением числа автобусов в пригороде Махачкалы
До конца года в Махачкале оплачивать проезд можно со скидкой через СБП
Сотрудники выездного сервиса банка ежедневно преодолевают «путь леопарда»