Жизнь на колесах: о дальнобойщиках Дагестана

Работа дальнобойщика всегда воспринимается как нечто экзотичное и мужественное. Среди представителей этой непростой профессии встречаются настоящие романтики. Сегодня мы беседуем с дальнобойщиком  со стажем Нурмагомедом Саидовым.

   
   

Трудностей не замечал

 - Нурмагомед Нурсултанович, когда впервые вы сели за руль тягача?

- У меня отец профессиональный водитель. Он нередко брал меня на летних каникулах в свои дальние рейсы. Случалось по два месяца не бывали  дома.

На его видавшем виды МАЗе, я объездил чуть ли не пол Союза. Когда я учился в институте на факультете информационных систем, отец купил еще один тягач и зарегистрировался как индивидуальный предприниматель. Вместе с товарищем стали возить грузы за рубеж. Дело было хлопотное, но прибыльное.

Парк машин расширялся. Я помогал ему со всякой документацией. А в 2006 году, когда грузоотправители стали все чаще отказываться от услуг индивидуальных  предпринимателей, стало очевидно, что необходима иная  организационная  форма. Зарегистрировали  свое предприятие.  

Менять что-то кардинально не пришлось. Доверительные отношения с клиентами  выстраивались годами. К тому времени количество тягачей на нашей базе выросло до 15-ти. 

Получили лицензию на международные перевозки, перешли на другую систему налогообложения и, по сути, первыми в Дагестане стали действительными членами АСМАП. А уже на следующий год отец  передал  мне  бразды правления компанией. К 2013-му году парк наших машин доходил почти до ста единиц.

   
   

Если говорить о трудностях, я их почти не замечал. Может быть потому, что всегда рядом был отец - поможет, подскажет, а если надо и поругает. Что еще очень немаловажно, те государственные структуры, которые отвечали за отрасль, относились к нашим проблемам с пониманием. По крайней мере, не было такой волокиты, которую мы нередко наблюдаем в наши дни.

Если и возникали сложности, то чаще всего это было связано с  нашими непростыми  взаимоотношения с дорожной автоинспекцией. Любая фура, идущая с номерами 05 региона, становилась объектом мздоимства. Ставки «барашка в бумажке» варьировались от 100  до 1000 рублей. Особенно бесчинствовали гаишники Калмыкии и Волгоградской области.

Мы как-то подсчитали, что только на мзду полицейским с жезлами до Москвы уходит более 15-ти тысяч рублей. Писать жалобы было бесполезно, в конце концов, себе же дороже выходило. Правда, был у нас  случай, когда дело дошло до суда.

Работник ДПС по каким-то своим старым записям, видимо для отчета,  составил протокол о  нарушении на одного из наших водителей, который в это самое время находился на погрузке в Иране. Сейчас, правда, какой-никакой, но порядок наведен. По крайней мере, стараются работать в рамках закона.

Фото: АиФ

 

Кабина – второй дом

 - Каждая логистическая компания сталкивается с нехваткой квалифицированных, профессиональных водителей. Как у вас обстоят дела с кадрами? Есть ли у вас в резерве люди, которым вы без сомнения можете доверить дорогую технику?

Большинство водителей, которые работают со мной, это опытные, высококлассные специалисты. Премудростям профессии они научались у отцов, старших братьев. Есть целые семейные династии дальнобойщиков.

Многие с младых лет на колесах. Ведь это профессия овеянная романтическим ореолом: новые места, интересные люди, мужское братство и взаимовыручка, достойные заработки. 

Правда со временем когда взрослеют, обзаводятся  своими семьями, начинают понимать- это не только престижная профессия, но опасная и тяжелая работа. Что они нередко становятся жертвами разбойного нападения.

Неделями, а то месяцами не бывают дома, не видят своих жен и детей. Не имеют возможности полноценно питаться и отдыхать в пути. Кабина фуры, фактически,  становится для них вторым домом.

 -Как вы считаете, какими качествами должен обладать дальнобойщик и может ли каждый желающий им стать?

- Каждый желающий может стать дальнобойщиком, но не каждый может стать хорошим дальнобойщиком. Одно из основных качеств, без которого просто невозможно работать дальнобойщиком, талант переговорщика, дипломата. Умение наладить контакт с людьми. Именно от этих его качеств, прежде всего,  зависит успех рейса. Это люди особого склада, на которых лежит огромная ответственность.

Кроме того не забывайте, что наши водители международники и чтобы  не попасть в нежелательную историю, им помимо прочего надо знать законы и традиции той страны, куда они въезжают. К примеру,  более 80 процентов перевозок мы осуществляем в Иран.

Это вполне светская страна, но со своей мусульманской спецификой. Если у вас в машине найдут ненароком журнал с  обнаженными женщинами или упаси бог спиртное, вас ожидают очень большие неприятности.

Был у нас случай, когда водителю в дороге, старые знакомые подарили бутылку шампанского. Хотя он совсем не употребляет спиртные напитки. Во время въезда на территорию Ирана он  забыл об этой злосчастной бутылке. Конфликт пришлось улаживать на самом высоком уровне. Подключились АСМАП, Министерство транспорта России.

  Кризис не угроза, а стимул

- Российская экономика переживает не лучшие времена. Причин тому много,  в том числе и санкции, которые ввели страны запада против нашей страны. Сказалось ли все это  на вашей работе?

 - Кризисы, как правило, имеют нехорошее свойство повторятся. Мы пережили кризис 2008 года, переживем и этот. Для каждой серьезной компании это не столько угроза, а дополнительный стимул к развитию.

Это, по сути, проверка твоей дееспособности. Падение рубля, удешевление нефти, санкции…все это ощутимо, но не драматично. Сохранить клиентов позволяет устойчивая репутация и надежность. Конечно, мы теряем в прибыли. Поднять тарифы в условиях жесткой конкуренции не получится. Рынок перевозок перенасыщен.

Только в Дагестане автотранспорта, занимающегося международными перевозками более 1,5 тысячи. Парк  тягачей растет, а объемы перевозок остаются на прежнем уровне, на каких-то направлениях и вовсе сокращаются. В этой ситуации мы решили продать часть наших тягачей. В основном будем избавляться от старых машин.

«Подсобило», если можно так выразиться,  и руководство родной республики. Транспортный налог в Дагестане повысился в два раза и достиг уровня  в 50 рублей. Это ложится дополнительным бременем на нас.

Для сравнения, в соседней Чечне владельцы автомобилей платят за одну лошадиную силу всего 8 рублей. У меня даже было зародилась шальная мысль перенести свое предприятие в Чеченскую республику. Но о ней пришлось быстро забыть, потому что  мы тем самым отдалимся от федеральной трассы. 

-Как складываются ваши взаимоотношения с таможенной службой и с какими еще проблемами сталкиваетесь при осуществлении международных перевозок?

 - Как только Федеральная таможенная служба два года назад отказалась  от признания гарантий по книжкам МДП (Международные дорожные перевозки), которое  обеспечивало нам гарантированную уплату таможенных платежей в любой стране, позволяло перевозить грузы в опечатанных контейнерах и избегать излишних проверок на границе, возникло немало новых проблем. Теперь мы пользуемся лишь   национальной гарантией, которая действует только на территории России.  

Есть проблемы получения виз с Ираном, Помимо того, что их стоимость растет из года в год, мы не можем получить в астраханском представительстве этой страны  многократных виз, действуют лишь с ограниченным сроком пребывания- одно или двухразовые. А это, как я уже отметил, основная страна куда мы возим  грузы. И еще водители жалуются на некачественное дизельное топливо,  что приводит к частым поломкам и вынужденным простоям.

 - Издавна считалось, что  у России две беды - дураки и дороги .Может  это изречение уже  не столь актуально и наши дороги в целом отвечают европейским стандартам?

 - Я бы еще к ним добавил дураков на дорогах. Лет 10 назад я  бы с этой старой мудрой мыслью не стал бы даже спорить. Сейчас ситуация меняется к лучшему. В некоторых регионах очень сносные дороги, чего не могу сказать, к сожалению,  о федеральной трассе «Кавказ», что проходит по территории Дагестана. Это одна из самых загруженных и опасных дорог в России. Водителю, плохо знающему эту трассу, приходится нелегко.

Смотрите также: