5 сентября этого года землетрясение магнитудой 5,4 бала произошло неожиданно там, где его совсем не ждали – в Челябинской области. Эпицентр находился возле города Катав-Ивановск. Интенсивность подземных толчков составила 6,5 балла. И хотя погибших и пострадавших из-за такой неожиданной сейсмоактивности не было, горожане очень напугались. Ведь для жителей этого региона ситуация непривычная. Центральная часть страны, по большей части, асейсмична. То ли дело наша республика. Дагестан, как известно, сейсмоопасный регион. Он отнесен к 9-балльной зоне, и здесь часто происходят подземные толчки разной мощности.
Последнее серьезное землетрясение случилось в республике в 1970 году. Но недавнее событие в Челябинске ещё раз напомнило нам о том, в каком сложном с точки зрения сейсмоактивности регионе мы живем. О том, какова сейсмическая обстановка в Дагестане на данный момент и насколько правдивы прогнозы о нарастающей сейсмической угрозе в республике, мы решили спросить у одного из известных дагестанских экспертов в этой области, доктора геолого-минералогических наук Василия Ивановича Черкашина.
- Василий Иванович, насколько верны прогнозы некоторых ученых относительно возможных землетрясений в ближайшие годы в Дагестане?
- Эти прогнозы основываются на многолетних наблюдениях ученых Института физики Земли РАН за геодинамическими процессами, происходящими на обширной территории – Анаталийской платформе, Аравийской плите и Русской платформе. Данные наблюдения позволяют сделать вывод, что к 2035-2040 годам предполагается усиление сейсмической активности на Кавказе и повышение балльности землетрясений. То есть идет некоторая миграция сейсмичности в нашу сторону. И это вполне понятно. Кавказские горы достаточно молодые, им всего несколько десятков миллионов лет. Под воздействием мощных движений тектонических плит происходит интенсивное горообразование. Оно нарушает целостность земной коры, происходят различного рода разломы - как приповерхностные, так и глубинные, некоторые из которых в последующем являются очагами сейсмических событий. По расчетам российских ученых (В. Уломов) и ученых нашего института, в сороковых годах XXI в. ожидаются сейсмические события с магнитудой пять и более баллов. Оправдается данный прогноз или нет, покажет время, но лучше не обсуждать данную тему публично и не будоражить людей, а серьезно отнестись к безопасности населения, минимизировать риски разрушения зданий и сооружений.
Очень серьезно необходимо отнестись к тому, что природа не прощает ошибок, а если мы пытаемся изменить некоторые параметры или обойти их, то она очень жестоко может отомстить людям, как это мы наблюдаем, когда человечество пытается сэкономить на исследованиях территории, стройматериалах, конструкциях и т.д.
- Насколько наша республика готова к таким опасным проявлениям природы?
- Чтобы точно ответить на этот важный вопрос, нужно провести экспертизу всех построенных и только строящихся зданий и определить соответствуют данные сооружения тем свойствам грунтов, на которых они расположены, или нет. Чтобы с уверенностью сказать о соответствии сооружений с балльностью занимаемой территории необходимо провести детальное сейсмомикрорайонирование. Общее районирование территории России проведено, и наша территория отнесена к 8-9 балльной зоне. Но это общее районирование, а необходимо провести вышеназванные работы (сейсмомикрорайонирование) по всем городам и населенным пунктам нашей республики. Территорию России можно разделить на три сектора – Камчатка, Алтай и Кавказ, где происходят достаточно сильные сейсмические события. И в свое время в СССР существовало правило на этих территориях - проводить районирование каждые десять лет. Это необходимо делать по той причине, что за этот период изменяются свойства грунтов, гидросфера и т.д. И это все необходимо знать застройщикам при проектировании тех или иных сооружений. К сожалению, за последние 30 лет данные работы не проводились, а проводилось локальное районирование территории под строящийся дом. Вот и судите, насколько мы готовы к природным катаклизмам? А что касается наших городов, то тут не нужно быть экспертом в области строительства, чтобы понять, как сейчас обстоят дела с этой сферой в Махачкале. Ведь есть государственные нормы строительства в сейсмически опасных зонах. Здания должны располагаться на определенном расстоянии друг от друга, должны быть обеспечены пути подъезда спецтехники и многое другое. Но в наших городах много хаотичных застроек, которые не только уродуют город, но и представляют большую опасность, случись здесь мощные подземные толчки. Только представьте, что будет с людьми, когда они все разом выбегут на улицу, спасаясь от землетрясения? Мы все забываем, что ничего просто так не происходит, природа очень разумное создание, которое мстит людям за то, что они нарушают её законы.
- Почему тогда не проводят такую важную для нашего региона процедуру, как микросейсморайонирование?
- Потому что это очень дорого. Микросейсморайонирование одной только Махачкалы, площадь которой увеличилась почти в два раза, обойдется в более чем 1 млрд рублей. Да ещё и много времени займет - не менее трех лет. Мы неоднократно пытаемся донести до властных структур, что данные мероприятия необходимо провести, чтобы знать, в каком состоянии обстоят дела с построенными зданиями. К сожалению, нам отвечают, что это очень дорого. Учитывая это, нами проведены расчеты по минимизации необходимых работ, и мы снизили стоимость почти в три раза. Такие работы позволят подтвердить или дать некоторые рекомендации к старой карте районирования города. Это хоть как-то поможет строителям определиться, какие здания и сооружения они могут возводить на той или иной территории, а также определить, ухудшилась ситуация или не изменилась по сравнению с 30-летней давностью.
- На каком уровне сегодня в Дагестане ведутся работы по прогнозированию землетрясений?
- Говорить о прогнозе можно, но только в случае долгосрочного и частично среднесрочного, о чем я говорил в начале нашего разговора. А вот что касается краткосрочного (дата, время, место и сила), то это дело будущего. К этому необходимо относиться серьезно и аккуратно. Это достаточно сложная проблема, которую решить однозначно сложно, но в то же время я стою на той позиции, что в недалеком будущем это можно будет сделать. Причина моего оптимизма заключается в следующем. В период подготовки землетрясения в земной коре происходят значительные события, которые изменяют физико-химические свойства коры, гидросферы и многое, на что мы в данный момент просто не обращаем внимание. Тщательное наблюдение и анализ полученных результатов могут со временем подвести ученых к черте, когда они смогут определить параметры, позволяющие сделать вывод о предстоящем сейсмическом событии. В вопросах прогнозирования землетрясений, очень важно учитывать особенности каждого региона, ведь горно-геологические условия Кавказа, Алтая, Камчатки, Калифорнии, Японии разные, а значит, методы и методики должны быть индивидуальные. К сожалению, для выполнения данных задач нам не хватает определенной материально-технической базы. Тут опять не скажу ничего нового. Для этого нужны финансовые вливания, которые помогут оснастить 5-7 пунктов наблюдения на территории Дагестана современным аналитическим оборудованием, а также оплатить изготовление изобретенных нашими учеными новых измерительных приборов. К сожалению, наши ученые во главе с их руководителем д.ф.-м.н. Шамилем Идармачевым по сей день оплачивают собственные изобретения из своего кармана. Редко приходится выиграть какой-нибудь грант, но его сумма смехотворна, по сравнению с тем, какое финансирование необходимо для решения поставленных задач. В то же время нам известно, как оплачиваются такие работы в Азербайджане, Иране. Хотелось бы, чтобы и наше правительство обратило внимание на наши исследования и позволило нам организовать несколько пунктов наблюдения, что могло стать основой создания общего Прикаспийского полигона, куда вошли бы вышеназванные страны плюс Туркмения и Казахстан. Вы представляете, какую огромную сеть наблюдения можно создать. И вот тогда можно будет с большей уверенностью сказать, что общими усилиями мы сможем решить поставленную задачу - приблизиться к прогнозу сейсмических событий в нашем регионе.
Кроме этого, необходимо восстановить сейсмометрическую станцию, которую уничтожили три года назад на нашей территории. Она регистрировала влияние сейсмических событий на здания и сооружения, в том числе и нашего девятиэтажного здания. Полученные результаты мы передавали в Минстрой республики, поскольку именно по их предложению мы создали данный пункт наблюдения. И опять хочу подчеркнуть, что данную станцию наблюдения мы построили и оснастили приборами за собственные деньги в 2001 г. Мы пытались отстоять свои позиции, но с финансовыми предпринимателями очень сложно спорить. Деньги решают все. И вот уже три года развалины нашей станции «красуются» около нашего здания. Вот отношение к науке. Никто не был наказан, зато наш институт «терроризировали» проверяющие более полугода.
- Неужели нет никаких госпрограмм, которые могут помочь в финансировании?
- Федеральные программы по сейсмобезопасности, безусловно, существуют. Но мы, к сожалению, не можем напрямую выходить на них. Это республика может включиться в данную программу, учитывая особенности региона, обосновать необходимость выделения финансирования для проведения вышеназванных работ. Если будет принято такое решение, то мы в очень короткий срок сможем подготовить необходимые сведения для составления проектно-сметной документации.
Ни один год я обращался во властные структуры с просьбой о необходимости проведения работ в данном направлении. Единственный из руководителей республики – Магомедсалам Магомедалиевич отнесся к данной проблеме серьезно, и по его рекомендации вопрос финансирования был рассмотрен. К сожалению, он был переведен на работу в Москву, а последующий руководитель региона внес на обсуждение различных инстанций десять приоритетных проектов, где данный вопрос практически не рассматривался. В то же время хочу отметить, что новый руководитель нашего региона Владимир Абдуалиевич на совещании в марте этого года очень серьезно отнесся к вопросу сейсмобезопасности, и я думаю, руководство республики примет соответствующее решение по выделению финансирования на все вышеназванные задачи.
- В нашем регионе проводят подготовку населения к возможным сильным землетрясениям?
- Да, конечно. И этим занимается МЧС по республике. Они проводят определенные мероприятия, выпускают брошюры, выступают по телевидению и т.д. Но их усилия порой бывают напрасными, поскольку люди сами творят то, что нельзя делать в столь сложном регионе, как Дагестан. Как сказано выше, наши горы достаточно молодые, и процесс горообразования приводит не только к возникновению сейсмичности, но и к другим очень опасным процессам, таким как оползни, обвалы, сели и т.д. Но это природные явления, а вот антропогенное воздействие приводит к еще дополнительным проблемам. Вмешательство людей в последние годы все больше усиливается. Дагестанцы, не ведая, что творят, провоцируют некоторые обвалы и оползни. Есть случаи, когда люди строят дома на оползневых участках, хотя мы их информируем, что этого делать нельзя. Но они думают, что смогут перехитрить природу. После ЧП у них возникают вопросы к государству, они требуют компенсации. Зачем так рисковать своей жизнью? С природой шутки плохи. Недаром есть пословица – семь раз отмерь, один раз отрежь.
В заключение хочу отметить, что для решения любой задачи необходимы время и желание эту задачу решить, а также нужны средства. Надеюсь, что новое руководство Дагестана со всей серьезностью отнесется к этой многоплановой проблеме, а мы в свою очередь выйдем на высокий уровень познания природы опасных явлений и сможем скооперироваться с зарубежными учеными на благо, процветание и безопасности нашей республики.
Смотрите также:
- Александр Аузан: Для начала надо «модернизировать» мозги, а уж потом — экономику →
- Ученые прогнозируют в Дагестане землетрясения в 5,5 балла →
- Приоритет надо отдавать учителю →