Повышения цен на проезд не избежать

   
   

Социальные сети на днях взбудоражила новость о повышении цен на проезд в общественном транспорте в Махачкале. Обсуждавшееся еще с 2017 года решение неожиданно стало поводом для разжигания общественного негодования. В необоснованном повышении цен в интернете сперва эмоционально обвиняли администрацию города. Позднее виновником всех проблем городского транспорта попытались выставить компанию «Третий парк». К сожалению, никто из комментаторов даже не пытался изучить суть проблемы и честно рассказать о том, что качественное обслуживание пассажиров, выплата в полном размере зарплат водителям и налогов в бюджет, а также обновление транспортного парка попросту невозможно, если продолжать и дальше работать по прежнему тарифу. Однако, разобравшись в ситуации, несложно понять, что заниматься перевозками пассажиров в Махачкале по старым ценам сегодня выгодно лишь тем перевозчикам, которые не заботятся о комфорте своих пассажиров, а также не соблюдают требования законов и нормы безопасности.

Водители беспокоятся о пассажирах?

Говоря о повышении стоимости проезда в общественном транспорте, необходимо отметить, что первоначально до 13 и 15 рублей соответственно выросли цены на проезд в троллейбусах и автобусах. Стоимость проезда в автобусах таким образом выросла сразу на 50 процентов. Удорожание проезда в троллейбусах также составило целую треть. Однако факт этого существенного повышения остался бы махачкалинцами практически незамеченным, если бы в социальных сетях вдруг не начали распространять информацию о росте цен на проезд в маршрутных такси. Фотографии развешанных в маршрутках объявлений о повышении стоимости проезда до 23 рублей, сопровождались в соцсетях комментариями о якобы необоснованном повышении сразу на 35 процентов. Обоснования своих собственных заявлений такие комментаторы не приводили, ссылаясь лишь на слова неких водителей маршруток, поначалу обвинявших в повышении цен мэрию.

Поиск источника таких слухов 26 января привел врио мэра столицы Мурада Алиева в Ленинкент, где он встретился с местной общественностью. Правда, сама общественность преимущественно оказалась представлена водителями маршрутных такси, недовольных началом работы в Махачкале компании «Третий парк». Признав существенный рост цен на топливо и других расходов, Мурад Алиев спросил водителей и о том, насколько прозрачно работают в Махачкале сами транспортные компании. Словно отвечая на этот вопрос Алиева с заявлением в прессе выступил председатель независимого профсоюза предпринимателей и водителей Дагестана Исалмагомед Набиев, рассказавший о том, что работа практически всех транспортных компаний сводится лишь к сбору с водителей платы за путевые листы.

Видимо пытаясь направить народное возмущение в нужном русле, Набиев также заявил, что повышение цен якобы выгодно лишь одной компании «Третий парк». В качестве довода он привел тот факт, что только в этой компании водители работают за зарплату, а вся выручка идет в карман владельцев компании. Характерно, что свою мысль Набиев развивать не стал. Иначе ему пришлось бы признать, что из восьми работающих сегодня в Махачкале транспортных компаний только компания «Третий парк» готова последовательно соблюдать все законные права пассажиров и своего персонала. В отличие от остальных компаний, которые, как сказал сам Набиев, всего лишь продают водителям путевые листы.

Повышали и не раз

Известно, что цены на перевозку пассажиров в Махачкале на протяжении многих лет не раз становились предметом скандалов, массовых протестов и долгих разбирательств с участием чиновников. Не обошлось без скандала и последнее повышение цен на проезд в маршрутных такси, которое произошло в Махачкале четыре года назад. Стоит напомнить, что в тот раз водители маршруток путем неоднократных забастовок сами вынудили руководство города согласиться с повышением стоимости проезда в маршрутных такси с 14 до 17 рублей. Произошло это в январе 2015 года, когда компании «Третий парк» в Махачкале еще попросту не было. Но кто же тогда оказался виновником всех транспортных бед?

Удивительно, но водители маршрутных такси в тот период обвиняли в необоснованном повышении стоимости путевых листов владельцев своих же транспортных компаний. Говорили они и про полное несоблюдение их социальных прав. Собирая с водителей деньги, руководители транспортных компаний не оплачивали за них страховые взносы в Пенсионный фонд, что лишало людей права на пенсию. Никого также не заботили комфорт и безопасность пассажиров, которые были вынуждены пользоваться грязными, изношенными и небезопасными маршрутками. Хотя в Махачкале действует нерегулируемый тариф, позволяющим владельцам транспортных компаний самостоятельно устанавливать справедливую цену на проезд в своих маршрутных такси, не спрашивая на это разрешения в мэрии и тем более у конкурентов.

   
   

Неслучайно, что последнее повышение цен на проезд в маршрутных такси отмечается пассажирами целого ряда маршрутов. На повышение жалуются пассажиры маршрутов № 2 (как троллейбус), 3А, 45 и 61А, которые обслуживает ООО «СТС». Новые цены замечены и в маршрутках № 4Б и 20, которые относятся к ООО «Астория». Аналогичную картину наблюдают махачкалинцы и в маршрутках №15, 63, 77, заведует которыми ООО «Трансфлот», а также на маршрутах №44 и 69, которые относятся к ООО «Пилот» и ООО «Новостройтранс» соответственно. Оказывается, что цены на проезд повышает не мэрия и даже не ОАО «Третий парк», а сразу все транспортные компании города, большинство которых пытаются при этом переложить всю ответственность на чиновников и конкурентов.

Что важнее: низкая цена или безопасный проезд?

Скандал вокруг роста цен вновь вскрыл плачевную ситуацию с общественным транспортом в Махачкале. Анализ рынка пассажирских перевозок показывает, что собственного транспорта у администрации города нет. Из восьми компаний - перевозчиков, статус муниципального унитарного предприятия имеет только один «Горавтотранс». Однако его деятельность во-многом можно назвать формальной, ведь собственного парка транспорта он не имеет, занимаясь лишь все той же продажей путевок водителям. О том, насколько прозрачно продаются эти путевки можно судить по мизерным суммам налогов, уплаченных предприятием за минувшие годы. Конечно, расходы такого предприятия минимальны и позволяют с выгодой работать по прежней цене. Однако, что сегодня важнее: максимально низкая цена или комфорт, безопасность и финансовая дисциплина?

Согласно закону, каждая компания обязана соблюсти ряд строгих требований к техническому состоянию транспорта, его внешнему виду и чистоте. И это требует денег. Отдельно прописан и целый перечень требований к подготовке водителей, а также к состоянию их здоровья. Добавив сюда расходы на топливо и ГСМ, на установку обязательных тахографов, на обилечивание пассажиров, на выплату достойных зарплат персоналу, страховых взносов в социальные фонды и налогов в полном размере, несложно понять, что сумма расходов на перевозку одного пассажира существенно возрастает. Очень крупной статьей расходов является и такое забытое в Дагестане понятие, как «амортизационный фонд», куда каждая серьезная компания должна ежемесячно откладывать определенную крупную сумму.

Без амортизационного фонда обновить парк маршрутных такси в должный срок ни одна компания просто не сможет, ведь это потребует огромных единовременных расходов. Отмахнуться от этого вопроса нельзя. Ведь отсутствие амортизационного фонда на предприятии «ПАТП-2», к примеру, уже в ближайшие годы приведет к полному износу автобусов «НефАз» (метанов), на которые из бюджета республики потратили почти 800 миллионов рублей. Половина этих автобусов уже неисправны. Оставшуюся половину удастся сохранить только за счет повышения цены на проезд. А это значит, что повышение тарифов в конечном итоге выгоднее для всех. 

Смотрите также: