Акции противников молодежных субкультурных объединений в Дагестане выглядят провокациями, заявила заслуженный деятель искусств республики, почетный член Российской академии художеств, доцент кафедры живописи ДГПУ Наталья Мусаева на круглом столе, посвященном состоянии культуры и искусства Дагестана на современном этапе. Заседание проводилось накануне Общественной палатой Дагестана.
Мусаева напомнила, что в последнее время неоднократно отменялись выступления известных российских поп-звезд из-за угроз со стороны радикально настроенных граждан. Недавно, 25 ноября, сорван 7-й фестиваль анимации AniДаг, организованный в стенах Аварского театра.
«В обществе на протяжении всей истории существовали две магистральные, идущие параллельно колеи развития культурного и художественного процесса, которые могут называться по-разному, его суть – противостояние. Сторонники этих оппозиций вполне могут мирно сосуществовать, не мешая друг другу развиваться. Но в тоталитарных обществах это противостояние оборачивается подавлением свободы творческого самовыражения и духовным экстремизмом. С сожалением приходится констатировать, что большинство дагестанцев, особенно молодежь, страдают ограниченностью кругозора, необразованностью, отстраненностью от светских форм культуры. В Дагестане мейнстримом становятся религиозные формы сознания и религиозная культура. При этом отторжение «светскости» начинает приобретать экстремистские формы выражения», - заявила Мусаева.
«Дагестан выступает довольно скромно на фоне широкомасштабного распространения молодежных субкультурных объединений в России. Здесь можно встретить только байкеров, скейтбордистов, немного граффитистов и поклонников аниме. И очень много приверженцев компьютерных online-игр. И на таком сдержанном фоне шумные акции противников молодежных субкультурных объединиений, чьи концерты и фестивали не несут в себе откровенного аморализма и непристойности, выглядят чистой воды провокациями, нацеленными на дестабилизацию гражданского общества в Дагестане и ограничение права на творческое самовыражение», - продолжила Мусаева.
Кроме того, отметила она, через приобщение молодежи к фестивальным формам организации досуга отрывает их от Интернета, привлекает к активным творческим действиям (разработка сценариев, подготовка номеров выступлений, создание костюмов, поделок и пр.), дает детям ощущение причастности к празднику. Те же любители аниме через приобщение к японской мультипликации попутно изучают культуру этого народа, многие начинают играть японский рок, с использованием классических музыкальных инструментов и традиционных японских, читать классическую поэзию, изучать японский язык, костюм. Любители готической музыкальной культуры постигают мир средневековой Западной Европы с ее рыцарскими романами и культом прекрасной дамы.
"К сожалению, как мы видим, в Дагестане идет вытеснение с культурных площадок столицы безобидных мероприятий, нацеленных на приобщение молодежи к культурам других народов – африканских, западноевропейских, восточноазиатских. Мы должны пресекать всякого рода высказывания о чуждости этих и других культур, этот путь может привести к полному отчуждению дагестанской молодежи от мирового культурного наследия, а в экстремальных его проявлениях – к его уничтожению. Что мы и наблюдали во время бесчинств, творившихся ИГИЛ на захваченных территориях, когда уничтожались не только сокровища древних культур, но и памятники культур народов другого вероисповедания и сами носители этих культур", - говорит искусствовед.
Смотрите также:
- Коровин: «Традиционная религиозная организация не должна быть сектой» →
- «Параллельные плоскости». Как с терроризмом борются силовики и учёные →
- Мода прошла. Наш эксперт К. Ланда о приверженности радикальным идеям →