Ислам на пороге глобального обновления

Ханжан Курбанов / АиФ

   
   

Исламу, как и любой идеологической системе необходимо обновление, перезагрузка, развитие. Называйте это как хотите, но суть его заключается не в изменении канонов ислама, а в переосмыслении их навстречу новым вызовам времени. Эти и многие другие актуальные проблемы сосуществования ислама и мусульман обсуждались на I международном форуме в г. Болгар Республики Татарстан.

Болгарская цивилизация

Советские политики и пропагандисты, вслед за имперскими, «случайно» подзабыли историю волжских болгар и не уделяли ей должного внимания. Затирали даже названия. В советские годы Болгар называли Спасском, потом Куйбышевым. Часть земель здесь было затоплено Куйбышевским водохранилищем.

Несколько лет назад по инициативе властей и духовенства Татарстана началось возрождение. Цивилизация буквально восстала из земли, отдельные архитектурные объекты прекрасных городов волжских болгар (булгар) были отреставрированы и восстановлены. Это усыпальница хана, минареты, остатки мечети, так называемая Черная палата, где располагался университет и др.

Город Болгар был крупным средневековым городом. В 922 году болгары официально и добровольно приняли ислам.  И к 13 в. он насчитывал, по сообщениям археологов, около 40 тысяч человек и раскинулся на площади в более чем 400 гектаров. Это был развитый мегаполис по меркам средневековья: военное искусство, ремесла, наука и образование.

Здесь была своя канализационная система, банные комплексы с подогревом помещений и полов, суды, университеты, другие административные здания. Богатая экономика, искусство хлебопечения. Нам представили доказательства в прекрасном современном музее Болгарской цивилизации: здесь были фрагменты керамических труб специально для водопровода и канализации.

   
   

Болгарская исламская академия

В  Болгарской исламской академии прошел 1-международный форум «Богословское наследие мусульман России», который собрал под куполом 400 гостей из стран не только исламского мира. География самая разная: Литва, Финляндия, Узбекистан, Казахстан. Индия, Малайзия, Турция, Иран, Азербайджан, Грузия.

Надо сказать, что это пока единственный в стране исламский вуз, который готовит докторов исламских наук. Местные кадры и приглашенные преподаватели из Йемена, Египта, которые предлагают студентам истинный ислам.

В рамках форума проводились четыре конференции, круглые столы, олимпиады. Обсуждались темы традиции и обновленчества, ислама и общества, поиска богословских решений в эпоху глобализации, идентичности…

Кстати, идентичность – тема архиактуальная и для Дагестана, как впрочем, для всей России. Молодые радикализирующиеся мусульмане порой не находят  себя ни в семье, ни в коллективе, ни в обществе. Выступавшие на конференции спикеры говорили (кстати, с опорой на шариат), что никаких противоречий между религиозной, национальной и общегражданской идентичностью нет, и быть не может.

Вирус экстремизма имеет обыкновение мутировать и нужно постоянно укреплять духовный иммунитет, говорили хазраты и ученые. Плеяда  татарских исламских ученых оставила добротное наследие, которое помогает без «изобретения велосипеда» быстро и эффективно противостоять разным вызовам времени. Татарстанские ученые и просветители достигли больших успехов  в том, что касается обновленчества (джадидизма).  Среди них имена Шигабудина Марджани, Зейнула и Габдурахмана Расулевы, Галимджана Баруди, Ахмедхади Максуди, Каюма Насыри, Исмаила Гаспринского, Риза Фахреддина, Мусы Бигеева и др.

Каждое поколение мусульман должно иметь свое толкование Корана, говорили мусульманские ученые Татарстана. А исламский шариат никогда не теряет своей актуальности, и он так или иначе (в той или иной степени) вмонтирован в западное и восточное общества и правовые системы.

На студенческой конференции студентка из Уфы Милявша Мухаметова рассказала о вкладе Габдурахмана Расулева в развитие ислама в советский период. В частности, были приведены фрагменты полевого материала, рассказы старожил, в которых описывается встреча в тяжёлые годы войны генералиссимуса Иосифа Сталина и видного ученого. Главнокомандующий просил помощи у праведника и расспрашивал Расулева о том, когда же завершится война и каков будет его исход.  Ясновидящий после намаза-истихара (молитва-совет у Бога), дал свой ответ, что СССР будет победителем, но лишь с условием, что воины Красной армии никогда больше не будут отступать. После памятной встречи был издан приказ №227 «Ни шагу назад»: Красная армия отбросила противника от Сталинграда и начала активно наступать вплоть до окончательной капитуляции Вермахта.

Еще в некоторых маргинальных средах Татарстана, как и в нашей республике, имеет место (хотя уже отпускает) порочная традиция обрушения авторитетов, презрения к культу старшинства в том, что касается научно-образовательной преемственности, научного и духовного наставничества. На выходе получаем – толпу, мягко говоря, полоумных юнцов, которых можно толкать куда угодно.  На любые преступления. Нужны теологи как рыцари света. Света знаний! Хазраты сокрушаются и наставляют: «молодежь ищет себе врага, хотя главным врагом ее является Иблис – Сатана, о чем есть аят Корана». А его целью является конфликты, войны и убийства.

На форуме одним из главных тематических направлений было то, как современному теологу и богослову суметь найти ключ к сердцам аудитории. Как эффективно противостоять радикализации, маргинализации, бездуховности и другим негативным проявлениям времени.  Нужно презентовать миролюбивый ислам, в пику тому псевдо-исламу, который нарисовали в сознании российского обывателя мировые СМИ и политики. «Мусульманин – это тот, от которого исходит безопасность», - напоминают богословы. Причем безопасность в отношении всех людей вне зависимости от их религиозной, национальной, расовой принадлежности. Нужно презентовать новую концепцию ислама Аль-Ватания, предлагали выступающие, когда мусульманин идеологически и духовно «упакован» и не ощущает дискомфорта по поводу своего общежития среди немусульман, россиян; не испытывает желания кого-то агрессивно поучать или, не дай Бог, прибегать к насилию в призыве к религии.

Естественно,  российское общество и правоохранительные органы должны перестать видеть во всех мусульманах врагов и террористов. Есть еще одна существенная проблема, когда российское правосудие выдает много неэффективных судебных решений, которые способствуют дальнейшей радикализации молодых мусульман. И это заботит экспертное сообщество, исследователей мусульманской уммы.

Именно специально обученные теологи смогут садаптировать и социализировать в правильном русле молодого человека на пути к духовности. Сейчас время предъявляет к теологам высокие требования – они должны как минимум разбираться в ряде дисциплин: политология, социология, психология, педагогика, история, культурология, риторика, ораторское искусство. Конечно, они должны владеть языком – желательно русским и желательно, хорошим русским. 

На конференциях форума высказывались разные предложения, презентовался опыт адаптации и социализации мусульман российских регионов. Говорили о том, как научиться жить бесконфликтно! Что касается мирного сосуществования различных мусульманских правовых школ, течений и групп, то могут быть разные подходы, но мы не перестаем быть братьями – напоминает Ильфар-хазрат – заместитель муфтия РТ Камиля-хазрата Самигуллина. Ислам также способствует сохранению национальной идентичности. Здесь татары, как правило, приводят слова классика, ученого Шигабудина Марджани: «У ислама нет ни национального языка, ни национальной одежды, ни национальных обычаев, но все они способствуют сохранению ислама».

И это было очень важно в советский период, да и сейчас не менее актуально.

Многоконфессиональной, полиэтничной и поликультурной России необходим ценностный консенсус, развивать множественную идентичность,  взращивать смыслы, а не ждать пока эти смыслы созреют, отдав на откуп провокаторам, невеждам  и радикалам общественные процессы в стране. В стране, в которой ислам начинает и продолжает играть важнейшую геостратегическую роль. И эта тенденция будет только нарастать, пришли к выводу участники форума. 

Надо отметить, что в Болгарской исламской академии учатся 20 дагестанских студентов. Один доктор уже защитился на базе академии, другой готовится к защите. Наши магистры уже с неплохой исламской и арабской языковой базой поступили в академию, и держат хорошую марку дагестанских мутаалимов.

Кстати, на Олимпиаде в рамках форума арабский язык у нашего студента Дагестанского исламского университета был лучший. А русский язык лучший у студентки Дагестанского гуманитарного института. 

На конференцию по богословскому наследию были приглашены все, кому есть что сказать. Интересен взгляд и так называемых светских ученых, хотя я не сторонник разделять на «светское» и «религиозное». Открытость и сотрудничество два фундаментальных принципа ислама – и они работают, когда нужно сообща решать проблему. В обществе же мы все живем единой семьей, не разделяясь по группам и партиям. Хазраты, имамы и шейхи приводили на форуме примеры того, как мусульманская умма времен Пророка Мухаммада  уважительно относилась к христианам  и иудеям. Это примеры для подражания и современным мусульманам: к сожалению, мы забываем эти факты из истории первых поколений мусульман, которые безусловно по сравнению с нами много лучше в духовности и нравственности.

Смотрите также: