Чёрные дни Белого озера. Кто довёл наши водоёмы до слёз

Instagram

Если человек не прекратит варварски относиться к главным водным объектам республики, озёра могут просто исчезнуть. В последние годы судьба Каспия, махачкалинского озера Ак Гёль  (в переводе с ку­мыкского – Белое озеро. – Прим. ред.) всерьёз беспокоит местных жителей. На неделе стало известно, как будут спасать Белое озеро.

   
   

Жаль, рыбы не умеют говорить

«Плохо, что рыбы не могут разговаривать – они бы рассказали всю правду о том, как убивают наши водоёмы», – горько иронизируют в сети дагестанцы. Подтверждают эти слова и данные Росприроднадзора РД.

«По итогам надзорных мероприятий, проведённых с 2018 по 2020 год, выявлены многочисленные нарушения требований природоохранного законодательства, наложены административные штрафы на сумму более 3 млн руб. Однако качество морских вод в прибрежной зоне Дагестана продолжает оставаться неудовлетворительным», – сообщили в ведомстве.

Ежегодно в Каспийское море сбрасывается около 850 млн кубометров сточных вод, из них около 80 млн кубов вообще без очистки.

«Основные источники загрязнения морской воды – объекты ЖКХ, так как во многих прибрежных населённых пунктах региона нет систем канализации и очистки сточных вод. А там, где они есть, их технический износ достиг критического уровня», – подытожили в региональном Росприроднадзоре.

Отдельная история – печальная судьба озера Ак-Гёль в столице республики, которое имело статус особо охраняемого природного объекта. Махачкалинские старожилы помнят, что в озере водилось много рыбы. В 2015 году решением правительства республики озеро лишилось этого статуса. Вокруг него шла массовая застройка многоэтажками, ресторанами и увеселительными заведениями. Побережья предпринимателям оказалось мало – началось массированное наступление на территорию самого озера. В итоге площадь озера уменьшилась почти вдвое – с 200 до 130 гектаров. Снижается в нём и уровень воды.

Фото: Instagram

По словам министра Минприроды Набиюлы Карачаева, границы озера Ак-Гёль не были определены, и засыпали его чуть ли не все кому не лень на протяжении 15 (!) лет.

   
   

«Администрация Махачкалы выносила распоряжение выделить участок такому-то лицу или организации под строительство домов. Приступив к обязанностям министра (25 июля 2014 года. – Прим. авт.), я сразу начал решать проблемы именно Ак-Гёль совместно с тогда ещё министром МВД по РД А. Магомедовым, и сегодня никто там не строится, земельные участки не раздаёт. Наша цель вместе с правительством: восстановить озеро, создать парковую зону, детские и спортивные площадки, сделать беговые, велосипедные и прогулочные дорожки», – отметил министр.

Озеро начали чистить, у него наконец-то появились границы, и оно попало в российский реестр водных объектов. Отдельный вопрос – как наполнить его водой?

«Озеро подпитывалось из подземных вод и из канала Октябрьской революции (КОР). При засыпке перекрыли подземные источники. Трубу, по которой вода поступала из канала, выкинули, и озеро потеряло связь с морем. Через трубы рыба поднималась на нерест, поэтому было полно рыбы. В результате сейчас поступления воды нет, дождей нет. Мы думаем, как подпитать озеро», – говорит министр и признаётся, что этот вопрос очень волнует людей. Есть поручение главы республики сохранить его. Один из способов – перенаправление дождевых стоков после их очистки. Но это будет возможно после реконструкции проспекта Имама Шамиля.

Где тонко

«Мы боремся с хаотичной застройкой берегов Ак-Гёля, незаконными захватами земли вокруг озера и самой его акватории. Пуск солнечно-аэрационной системы – первый реальный шаг, сделанный в сторону спасения водоёма. Я знаю, что есть организации, которые в ближайшее время отведут канализационные стоки от его берегов и подведут недостающую озеру воду», – заявил «АиФ Дагестан» член Союза писателей России Саид Ниналалов.

Сохранить Ак-Гёль можно и нужно, хотя бы в качестве места для отдыха горожан и туристов, считает эколог Алимурад Гаджиев. «Озеро уже не имеет ни рыбохозяйственного, ни какого-то другого значения, только если в центре города обустроить его как туристический объект», – говорит он.

Ситуация, близкая к экологической катастрофе, сложилась на озере Южный Аграхан (Бабаюртовский район), которое мелеет уже несколько лет. Водоём является нерестилищем для ценных промысловых и исчезающих видов рыб.

Фото: Instagram

«Обмеление происходило из-за недостаточной проточности, зарастания водной растительностью и отсутствия гидротехнических и мелиоративных мероприятий. Усугубляют ситуацию и иловые наносы во время паводка», – пояснили в Минприроды республики.

Питающий озеро канал также начали расчищать. Это позволило освежить озеро и обеспечить заход рыбы на нерест. Для сохранения же в дагестанских водоёмах биопопуляции продолжается выпуск мальков.

«Под контролем Северокавказского ТУ Росрыболовства в водоёмы республики отправлено 500 тысяч экземпляров молоди осетровых: 200 тысяч по госзаданию и около 300 тысяч в рамках компенсационных выпусков», – сказали в управлении Росрыболовства.