Интриги с отказом в регистрации известного правозащитника и журналиста Максима Шевченко в качестве кандидата в депутаты Госдумы РФ от Южного избирательного округа Дагестана не получилось. ЦИК РФ, как в принципе и ожидалось, отказал удовлетворить жалобу Шевченко на дагестанский Избирком, а значит, предвыборная карусель за депутатское кресло в республике продолжается уже без имевшего серьезные шансы правозащитника. Изменит ли это кардинально ситуацию с политическим раскладом в Южном избирательном округе?
Начнем по порядку. Прежде всего, интересен тот факт, что первоначально по Южному территориальному избирательному округу Дагестана в Избиркоме РД было зарегистрировано чуть больше 20 кандидатов в депутаты Госдумы РФ. «Отсев» уже на начальной стадии получился более чем серьезным. Причина – банальная халатность и отсутствие профессионального подхода к вопросу заполнения подписных листов. Есть информация, что в Дагестане за людей, которые мало-мальски разбираются в этих «подписных» делах, шла серьезная конкуренция, но ожидания партийных штабов не оправдались: нарушения, причем грубейшие, и элементарное непонимание требований избирательного законодательства приводили к тому, что вся сделанная работа по сбору подписей на 70% оказывалась браком. Это говорит и том, что даже руководители избирательных штабов потенциальных кандидатов оказались неподготовленными, а доверенные лица, которым кандидаты делегировали решение вопроса со сбором подписей, оказались в этом деле обычными профанами.
Практика доказала, что не было никаких придирок или необоснованных решений со стороны дагестанского Избиркома – там просто делали свою работу, следуя букве закона. В подтверждение этому решение ЦИК РФ по делу Максима Шевченко, где также не усмотрели никаких ошибок со стороны Избиркома и подтвердили объективность заключения независимых криминалистов-подчерковедов о факте фальсификации подписных листов. Да, основание может быть и формальное, но, как говорится, «суров закон, но закон». И все перед ним равны. А ведь это именно то, за что так рьяно борется г-н Шевченко на Северном Кавказе, в частности, в Дагестане последние несколько лет.
Однако нельзя утверждать, что с уходом Шевченко с предвыборной сцены политическая гонка за депутатское кресло в Южном избирательном округе сбавила ход или потускнела. Конкуренция лишь усиливается, а громкие фамилии среди выдвиженцев обещают обострение политической борьбы, и чем ближе 18 сентября, тем суровее будут ее методы. Но здесь всплывает еще одно не совсем понятное обстоятельство: территориальное выделение Южного избирательного округа произошло с непонятным перекосом, когда в его составе оказались вообще далекие от географического Южного Дагестана, например такие, как Гумбетовский, Казбековский, Ботлихский и многие другие, до которых от ближайшей точки Южного Дагестана минимум 200 км. Да и вряд ли лезгин или табасаранец будет голосовать, скажем, за лакца или аварца – своя рубашка, как говорится, ближе к телу, а значит, есть риск, что политический выбор снова превратится в национальный: каждый будет голосовать за представителя своей народности. Куда уж здесь до политических пристрастий?
Следующий внутренний конфликт – это борьба «гигантов». Осилят ли кандидаты с известными фамилиями и приличным бэкграундом из списка самовыдвиженцев бороться с конкурентами из политических партий, ведь за вторыми – серьезный административный ресурс, да и сами партии будут бороться за каждый голос собственного кандидата? Причем каждый из самовыдвиженцев по Южному избирательному округу будет «брать» электорат чем-то своим – практически у каждого у них своя «фишка»: некоторые, например, пророчат большое количество голосов Сажиду Сажидову, за которого, как ожидается, проголосует вся спортивная братия Дагестана, а в Дагестане, как известно, в спорте каждый третий. Но тут же, чуть выше по списку, другой «мастодонт» дагестанской политической мысли – Абусупьян Хархаров. Давние связи с серьезными бизнес-кругами и оставшийся шельф влиятельности со времен управления махачкалинским морским портом вкупе с без преувеличения внушительной поддержкой местного духовенства помогают ему рассчитывать на серьезный процент лояльности дагестанского электората. Но не помешают ли ему в этой борьбе заведенные против него уголовные дела со времен все того же «портового» руководства? Вполне возможно.
Однако нельзя забывать, что рядом (а может и на шаг впереди) с названными самовыдвиженцами стоит единоросс Абдулмажид Маграмов, чей ресурсный потенциал вместе с цифрой «1» в списке партии, сулят ему, объективно говоря, высокий процент. А еще, по неофициальным данным, в пользу него играет факт лояльности официальных властей республики, к тому же и сама партия делает на него серьезные ставки и просто так не упустит возможности протолкнуть своего кандидата в Думу.
С предпочтениями самих районов тоже не все так просто. Например, у того же Маграмова (лакца по национальности) серьезный административный ресурс в даргинском Акушинском районе, тогда как на весомую поддержку этого муниципалитета рассчитывает и другой кандидат – Дада Умаров, который на сегодняшний день уверенно держится в тройке лидеров регионального списка от партии «Родина». Но, так как «Родину» сняли с выборов, Умаров участвует в предвыборной гонке в качестве самовыдвиженца. Партию сняли – человек остался, а значит и потенциальный электорат «Родины» поддержит своего выдвиженца. Плюс сюда же практически с уверенностью можно прибавить определенную часть потенциальных избирателей, которые «шли» за партией «Народ против коррупции». Умаров непременно воспользуется возможностью «поиграть» на оппозиционных настроениях электората сошедших с предвыборной дистанции «НПК» и «Родины».
А еще нельзя забывать, что все по тому же Южному территориальному избирательному округу баллотируются также ЛДПРовец Исрасхан Джафаров (электоральной поддержки как таковой у него может и нет, зато Джафаров обладает внушительным финансовым и стабильным административным ресурсами); кандидатуру Юлии Юзик (и здесь можно согласиться с мнением большинства политологов и экспертов) можно рассматривать как некий компромисс между интересами республиканских властей и оппозиционными партиями, для которых уход «НПК» и «Родины» стали серьезным политическим ударом: в Дагестане «душат» оппозицию, а значит и демократию! – возмутились было они.
А про Юзик забыли. А она есть, была и остается. Причем ее имя на слуху в республике у многих, да и принципиально в разрез с интересами дагестанских властей она не идет. Юлия Юзик действительно может стать альтернативой для власти, но не факт, что дагестанцы за нее проголосуют. И здесь нельзя говорить о каких-то гарантиях, исходя из того, как охотно идут «государством обиженные» в ее предвыборный штаб. Ведь Дагестан видал еще и не таких защитников народа, но мало кто из них ловит сегодня звезды с политического небосклона. Юзик может быть просто альтернативой, а может – и обычным кандидатом, который, кстати, выдвигается от ПАРНАСа, рейтинга у которого в Дагестане, в общем-то, нет. Никакого.
Что же в итоге мы имеем по Южному одномандатному округу Дагестана? Неужели отказ Шевченко в регистрации все-таки ударит по расстановке сил в этом избирательном «регионе»?
Как отмечает дагестанский политолог Ханжан Курбанов, в связи со снятием правозащитника и журналиста Максима Шевченко с предвыборной гонки политическая борьба в Южном одномандатном избирательном округе, безусловно, изменится: «Произойдет смена акцентов в сторону снятия некоторой напряженности. Сейчас явные лидеры предвыборной гонки в этом округе единоросс Магарамов и самовыдвиженец Абусупьян Хархаров, у которого со времен руководства махачкалинским портом остались хорошие связи с традиционными мусульманскими братствами, а у них, в свою очередь, серьезный мобилизационный потенциал. Кстати, возможно к Хархарову перейдет потенциальный электорат снявшейся с выборов партии “Народ против коррупции”» - считает эксперт.
По словам Курбанова, интересна в целом расстановка политических сил в Южном избирательном округе, прежде всего, немалым количеством самовыдвиженцев: «Здесь также много интересных молодых политических деятелей. К примеру, Юлия Юзик, которая на фоне горного ландшафта вообще смотрится экзотично. Ее послушают, проявят традиционное дагестанское гостеприимство, но проголосуют за других. Либералы в Дагестане интересны, но не культивируются. Ходорковский, чей фонд «Открытая Россия» представляет Юзик, и вовсе считается путинским Дагестаном врагом и предателем» - прогнозирует политолог.
Эксперт в то же время уверен, что выдвигающиеся по Южному одномандатному избирательному округу Сажид Сажидов (главный тренер сборной Дагестана по вольной борьбе) и экс-глава махачкалинского морского торгового порта Абусупьян Хархаров все-таки «оттянут» на себя доброе количество голосов, мобилизуя религиозную и спортивную молодежь: «Ну, и традиционно в республике мало кто обращает внимание на название партии. Здесь вглядываются в персоны. В то же время большое значение имеют куначество, братство, этническая принадлежность и благие деяния потенциального кандидата» - заключил эксперт.
Журналист, политолог, директор Центра исламских исследований Северного Кавказа Руслан Гереев считает, что в связи с выбыванием с предвыборной гонки Максима Шевченко, в Южном избирательном округе Дагестана не осталось практически никакой конкуренции: «По сути, шансы теперь лишь у единороссов и «Справедливой России» - больше ни у кого. Всех конкурентоспособных в республике с предвыборной гонки уже сняли, потому к выборам уже и интереса у населения особого нет. Хотя то, что случилось с Шевченко, было вполне прогнозируемо» - заявил эксперт.
По мнению Гереева, еще более непонятен вопрос с выделением в Дагестане Южного одномандатного избирательного округа в тех территориальных границах, в которых он на сегодняшний день выделен: «Географически Южный Дагестан включает в себя 12 районов, однако в избирательный округ вошли лишь три из этих муниципалитетов: Ахтынский, Докузпаринский и Агульский. А что же остальные? Традиционно Юждаг не ограничивается лишь этими районами» - поясняет политолог.
Что же касается конкуренции на выборах и основных соперников, то здесь в фаворитах Гереев видит спортсмена Сажида Сажидова, который баллотируется в Думу в качестве самовыдвиженца: «Если говорить именно по Южному избирательному округу, то там наиболее сильный конкурент – это именно Сажидов, т.к. вся спортивная элита, вся молодежь будет однозначно голосовать за него. Хотя Дагестан – это такой регион, где возможен любой исход и любой, даже самый непредсказуемый поворот событий» - подытожил эксперт.
А вот руководитель Дагестанского Центра избирательного права и процесса Ислам Магомедов считает, что учитывая сложившуюся общественно-политическую ситуацию в республике и представленные списки кандидатов от политических партий и кандидатов-самовыдвиженцев по Южному избирательному округу Дагестана, можно сказать, что обостренной конкуренции и борьбы за голоса избирателей в этом округе не следует ожидать: «На мой взгляд, применения «черных» избирательных технологий и борьбы компроматов тоже не будет. Это объясняется рядом достигнутых соглашений между политическими партиями и кандидатами, а также недавно подписанным меморандумом «О честных выборах». Участники предвыборной гонки реально оценивают свои шансы. Кстати, многие кандидаты, да и в целом некоторые политические партии формально участвуют в предвыборной гонке. В связи с вышеизложенным, не следует ожидать обостренной политической борьбы в Дагестане накануне выборов», - рассказал специалист.
По мнению Магомедова, нет сегодня в республике и качественно проводимой агитационной работы: «Многие кандидаты и политические партии ведут пассивную агитационную работу без интереса к электорату и избирателям. Эти выводы подтверждаются низким уровнем подготовки кандидатов и партий. Они элементарно не интересуются выдвижением на избирательные участки своих квалифицированных наблюдателей, а также не включают (потому что людей нет) своих членов УИК с правом совещательного голоса», - заключил эксперт.
Мурад Абдуллаев,
Агентство стратегических коммуникаций
Смотрите также:
- Выборы в Дагестане: демократия, которая есть, но которую в упор не видят →
- Выборы как площадка для провоцирования скандалов и конфликтов →
- В Дагестане подписали Меморандум «О честных выборах» →