Мужчина-автоинструктор – явление привычное для общества, однако женщина-инструктор у многих вызывает недоверие. Разумеется, в наше время женщина имеет те же права, что и мужчина, и уже давно отлично справляется с мужскими профессиями.
Почему сложился стереотип, что женщина за рулём – это «обезьяна с гранатой», откуда такое недоверие к женщине-водителю и оправданно ли оно, рассказала инструктор по вождению Аминат Гимбатова.
Обучала без тормозов
Ума Саадуева, «АиФ Дагестан»: – Аминат Джамалутдиновна, неужели муж спокойно отнёсся к вашему выбору профессии?
Аминат Гимбатова: – Так он сам меня подтолкнул к рулю. Идея эта моего мужа (смеётся), он хотел, чтобы я сама отвозила детей в школу, на кружки, ездила по своим делам, не отвлекая его. Раньше по работе мы часто ездили в Москву, и, проезжая по трассе, супруг заставлял меня садиться за руль. Да, по трассе ездить получалось – трудного в этом ничего нет, но в городе боялась жутко.
«Хитрый ход» – скажете вы, но в итоге я очень рада и благодарна ему. Мой стаж вождения – чуть более 20 лет.
– С мужем вам повезло, ну а как же мужчины на дорогах, выкрики бывают: «Иди на кухню женщина»?
– Кричать на меня не кричали, но раньше мужчины были более внимательными: уступали, подсказывали, где ошибёшься, а в последние годы они как с цепи сорвались. Часто во время обучения можно услышать от них негативное: «не женское дело», «женщина должна возле печки на кухне стоять», «иди рожать детей и готовить мужу хинкал». Да, может, это не женское дело, но нигде и не написано, что оно мужское.
Машина – это средство передвижения для многих женщин, настоящий помощник. Может, для сильного пола автомобиль – это роскошь. Мужчины до работы доедут, и машина стоит целый день, а женщины за день на неё успеет многое сделать: детей в садик/школу/спортивные секции и кружки отвезти, на рынок съездить, свекрови лекарства отвезти, маму свою – в поликлинику и так далее. На машине можно сделать столько дел, сколько на общественном транспорте за три дня не успеешь. Да и мы, дамы, легки на подъём, нежели мужчины.
Многие ученицы, которые приходят ко мне на обучение, жалуются, что их мужья придут с работы, поужинают и на диван. Поэтому они сами садятся за руль.
Второе, женщины-инструкторы в большинстве своём довольно ответственно относятся к профессии. Мы внимательнее к мелочам. И, конечно, природная осторожность, потому что любая женщина – это либо состоявшаяся, либо потенциальная мать. Поэтому на дороге дама делает меньше необдуманных поступков. Вот эти качества в сочетании с определёнными педагогическими талантами, которые большинству женщин всё-таки присущи, думаю, дают хорошие результаты.
– Вы научились ездить за рулём, чтобы решать повседневные дела, но в итоге сами устроились автоинструктором.
– По просьбе родственников, они не хотели обучаться у мужчины и начали приходить ко мне. Я их учила на машине, в которой не хватало дополнительных педалей (смеётся).
– Например, тормоза?
– (Смеётся.) Угадала! Действительно, педаль тормоза отсутствовала, но не потому, что я ищу экстремальные пути, а потому, что по неопытности можно было перепутать педали и въехать не туда.
В 2013 году обучила и свою дочь, мне стало это нравиться, в конце концов я заставила мужа поставить дополнительные педали, чтоб я могла работать.
Изначально я обучалась на механике, первая машина моя – ВАЗ 2104 (в народе – «четвёрка», «фургон» или «чемодан». – прим. авт.). Сейчас у меня Renault Captur.
Женщина внимательнее мужчины
– Срок обучения в автошколе 3 месяца, были, наверное, и те, кто сильно задерживался? Вообще, женщины – талантливые ученицы?
– В процессе обучения самое главное – тактичное отношение со стороны инструктора и доведение материала в доступной форме. Для инструктора же важна мотивированность обучаемого. По программе 54 занятия по 45 минут. Всё зависит от мотивации человека, но практика показывает, что женщины более внимательны и ответственны, чем мужчины. Особо способным ученицам удаётся усвоить курс обучения за 22 занятия по 60 минут. Так как я обучаю только женщин, во время процесса складываются добрые неформальные отношения, с большинством бывших учениц продолжаю общаться и по сей день.
– Женщинам в возрасте наука вождения легко даётся?
– Тем, кому за 40 лет, сложнее. Но недавно я научила водить 64-летнюю женщину. Говорит, что мечта всей её жизни – сесть за руль. Процесс учёбы был долгим, но она всё равно получила права – исполнила свою мечту.
– А вы сами с первого раза сдали экзамен по вождению?
– Да, причём я была единственной женщиной среди мужчин-учеников, которые на тестировании постоянно просили подсказать ответ.
– На ваш взгляд, какие самые распространённые ошибки новичков за рулём?
– Если программа обучения выстроена правильно, то грубых ошибок не может быть априори. Из мелких ошибок – это невнимательность при перестроении из ряда в ряд, невключённый поворотник при манёврах, несоблюдение нужной дистанции, неоправданно низкая скорость на начальной стадии обучения и другое.
– С высоты своего опыта и мастерства, что бы вы хотели изменить в стандартах обучения вождению, в процедуре сдачи экзаменов в ГИБДД?
– Я думаю, стандартами, разработкой программ обучения и сдачи экзаменов должны заниматься специалисты, для этого есть целые НИИ. Инструкторы-практики должны в своей работе руководствоваться не только своим материальным интересом, но и понимать, что те, кого мы обучаем сегодня, завтра станут участниками движения. И если мы будет делать свою работу недобросовестно, может случиться несчастье.
Статистика говорит, что основное количество ДТП происходит либо по вине начинающих водителей, либо по вине очень опытных водителей. Поэтому инструктор должен обучать не столько механическим приёмам, сколько психологически готовить потенциального водителя к адекватному поведению на дороге.
За рулём отшибает память
– Почему же всё-таки люди не могут сдать на права с первого раза? Что им мешает?
– Психология, недостаток практики, удача. Если экзамен по теории и экзамен на площадке – подготовка психологическая самого ученика, то «город» – это фактор удачи. Где-то кандидату может не повезти с трафиком, где-то пешеход под колёса сам лезет. Бывает, что и агрессивный водитель «подрезал».
Даже если мы говорим про наш экзаменационный маршрут, то мы можем наблюдать тотальные нарушения Правил дорожного движения со стороны водителей. В этих условиях ученикам трудно сдать экзамен. Бывает, заезжаешь на узкую улицу, где со всех сторон под запрещающими знаками припаркованы другие машины, и не можешь разъехаться со встречным автомобилем. Если бы у нас на всех улицах соблюдались ПДД, то ученикам было бы проще маневрировать и сдавать экзамены.
– Наиболее частая ошибка при сдаче практического экзамена в ГИБДД?
– Самая частая ошибка – это, опять же, психологическая. Человек полностью погружается в своё внутреннее психологическое состояние и напрочь забывает все те моменты, которые мы изучали на занятиях. Может забыть о том, на какой улице мы находимся, как здесь правильно припарковаться, что инспектору необходимо предложить пристегнуться. Очень частая фраза: «Как только инспектор сел в наш автомобиль, я мигом всё забыл». Я это слышу от каждого второго студента. Когда человек спокойно воспринимает присутствие в автомобиле сотрудника ГИБДД, не теряется, то и шансов на сдачу больше. Такое очень часто бывает даже с теми, кто отлично до экзамена водил машину. Бывает, что замечательный ученик начинает творить такие глупости, что за голову хватаешься.
– Какие известные мифы о вашей специальности знаете?
– Что инструктор – это дядечка с бородой, который ругается, курит и матерится, что инструктор – обязательно взяточник, которому интересно только заработать деньги, больше ничего не интересно. Ну и миф о женщинах-инструкторах, которым место на кухне.
– Как отличить плохого инструктора от хорошего с первого раза, с первой встречи?
– Наверное, хороший инструктор будет прежде всего очень ответственным, порядочным и пунктуальным человеком. Личная дисциплина – основа дисциплины на дороге. Хороший инструктор никогда не будет просто так отменять, переносить занятия.
– Что относительно новых правил сдачи экзаменов на права в ГИБДД, благодаря которым, с одной стороны, станет легче: вместо двух серьёзных этапов – «площадки» и «города» – будет только один «город». Как вы к этому относитесь?
– К нововведениям по сдаче экзаменов отношусь положительно, так как сдача экзаменов в «тепличных» условиях дорожного движения, не совсем реальных, не в полной мере отражает степень готовности потенциального водителя к реальным городским условиям.
– Особенно на наших дорогах, где водители не привыкли соблюдать правила дорожного движения...
– Думаю, что преодолеть наш менталитет и искоренить безобразное поведение водителей на дороге можно двумя путями: во-первых, нужно добиться неотвратимости наказания за допущенные нарушения ПДД; во-вторых, нужно очистить ряды ГИБДД от взяточников. Вместо того чтобы бороться с нарушениями, они стоят в таких местах, где действия водителей можно истолковать двояко и получить мзду. Это недопустимо.