В Дагестане Многофункциональный центр работает не первый год. Его преимущества жители города оценили с момента открытия.
С расширением спектра государственных и муниципальных услуг популярность МФЦ только растет. Главный виновник этой популярности – принцип «одного окна». Именно он привлекает все больше граждан, ведь стало намного проще решить различные бумажные вопросы, связанные с недвижимостью, перепланировкой, кадастром, оплатой госуслуг в одном месте.
Насколько расширились возможности многофункционального центра «АиФ Дагестан» рассказал директор ГАУ РД «МФЦ в РД» Осман ХАСБУЛАТОВ.
Принцип «одного окна»
- Осман Хасбулатович, основная идея создания МФЦ – избежать бюрократические препоны. Как вы считаете, удалось ли достигнуть этого?
- Судите сами, сегодня в республике функционирует 57 МФЦ и 435 удалённых офисов обслуживания, это 98%. На базе центров оказывается около 400 видов услуг. Основная идея создания МФЦ - устранение административных барьеров. Мы хотим облегчить процесс получения гражданами различных государственных и муниципальных услуг и оформления документов. С созданием подобных центров обеспечена возможность в одно обращение получить целый комплекс услуг. И ни без каких- либо очередей и суматохи, в установленные законом сроки граждане могут получить необходимые им документы. На сегодняшний день, согласно опросам, процент удовлетворенности граждан услугами МФЦ составляет 97%. Я думаю это неплохой показатель.
- Раньше сложно было даже узнать, с чего начать. Очереди в учреждениях занимали с вечера или с раннего утра. Сейчас же все упрощено. Интересно узнать, никаких плат за различные справки не предусмотрено?
- Конечно, нет. Деятельность центров для заявителей абсолютно бесплатна. На площадках МФЦ взимается плата только в виде госпошлины. Для заявителей нет никакой разницы, обратится ли он в орган, оказывающий услугу, или к нам - он уплатит одинаковую пошлину. Поэтому будьте уверены, в наших центрах никаких плат за справки не предусмотрено.
Минус сроки, плюс качество
- Помнится, что МФЦ начинали свою деятельность с оказания около 150 видов услуг, сегодня их почти 400. Дальше расширять перечень будете?
- Приятно похвастаться тем, что сегодня в наших центрах представлены практически все виды государственных и муниципальных услуг, и при этом мы проводим постоянный анализ наиболее востребованных. Что немаловажно, записываем пожелания и предложения наших заявителей, проводим опросы о необходимости внедрения новых видов услуг. Это поможет нам улучить качество работы. Как на местах, так и на федеральном уровне сейчас проводятся мероприятия по совершенствованию процессов оказания уже имеющихся услуг. К примеру, если раньше центры «Мои Документы» лишь принимали заявления на получение паспорта РФ и представляли его в УФМС, то с 1 февраля 2017 года МФЦ будут наделены полномочиями по выдаче готовых паспортов - российского и заграничного.
- Приятные новости для дагестанцев…
- И это еще не все обновления, что их ожидают. Согласно изменениям в перечне госуслуг предоставляемых на базе наших центров, с февраля следующего года в наших офисах при замене, утрате и хищении водительского удостоверения, можно будет получить повторное. С учетом того, что права и паспорта являются документами строгой отчетности, МФЦ занимается сейчас вопросами обеспечения безопасности доставки документов от органа исполнительной власти. В каждом центре будут установлены сейфы для их хранения.
- Сегодня многие семьи живут в кредит: кто-то взял квартиру в ипотеку, кто-то хочет сделать дома ремонт. И я уверена, что дагестанцы хотели бы кредиты оформлять через многофункциональные центры. Осман Хасбулатович, допускаете ли вы такое и насколько это осуществимо в плане безопасности?
- Мысли о кредитах у нас были, поэтому мы вышли с таким предложением к руководству банков, однако, банковские стандарты сегодня не позволяют осуществлять передачу полномочий по выдаче кредитов каким-либо другим организациям. В свою очередь, МФЦ предлагает кредитным организациям свои площади для размещения. На сегодняшний день рассматривается вариант передачи полномочий сотрудникам многофункционального центра, для приема заявок на получение кредита и приема заявлений на открытие счёта в Россельхозбанке. Все эти вопросы на стадии рассмотрения. И возможно в ближайшем будущем наши заявители смогут в центрах госуслуг еще и оформлять кредиты.
Помнить о достоинстве
- Проводите ли вы анализ, за какими услугами чаще обращаются люди в селах и городах?
- Да, безусловно, мы проводим постоянный анализ самых востребованных услуг. Это, в первую очередь, социальные сервисы: оформление различных пособий, льгот. Очень популярны услуги земельно-имущественного характера: получение разрешения на строительство, постановления о выделении земельного участка. Получение российского и заграничного паспорта, прописка-выписка тоже не на последнем месте у дагестанцев.
- Как, на ваш взгляд, многофункциональные центры повлияли на уровень коррупции в целом по республике?
- Одной из целей создания центров - снижение уровня коррупции и повышение прозрачности получения государственных и муниципальных услуг. Могу сказать, что со своей стороны мы делаем все для того, чтобы свести эту проблему к нулю. У нас все удобно, быстро, доступно и комфортно, у людей просто нет необходимости платить деньги за получение услуги. Наша схема, по правде говоря, идеальная. Оператор принимает, передаёт эксперту, тот направляет в госструктуру. Клиент общается только с оператором. Просто хорошо работай, больше принимай клиентов, и тебе обеспечена хорошая зарплата и уважение сограждан. Думаю, это дорогого стоит. Мы обязаны заслужить доверие людей. Надо, как у Окуджавы, всегда помнить о чувстве собственного достоинства.
- Часто некоторые государственные учреждения либо вообще отказываются сотрудничать с МФЦ, либо затягивают исполнение документов. Есть ли у вас механизмы воздействия на эти органы власти?
- Сегодня вопрос отказа сотрудничать с МФЦ не стоит. В соответствии с 201 ФЗ и 797 постановлением правительства РФ органы государственной власти обязаны взаимодействовать с многофункциональными центрами и заключать соответствующие соглашения. Они по закону не могут отказываться работать с МФЦ. Но при этом бывают случаи, когда затягивают со сроками выдачи каких-либо документов, справок. Сталкиваемся и с фактами необоснованных отказов. Мы выработали механизмы претензионной работы, в защиту прав заявителей.
Так МФЦ направляются претензионные письма как руководителям этих органов на местах в городах и районах, так и их руководству на региональном уровне. Кроме того, направляем письма в защиту прав заявителей в прокуратуру. Юристы МФЦ могут представлять их интересы в судах. У нас есть такая практика. В случае необоснованных отказов, юристы МФЦ добиваются принятия соответствующих решений, обязывающих органы государственной власти исполнить те или иные действия.
Сегодня практически со всеми налажено тесное и продуктивное сотрудничество, созданы межведомственные рабочие группы, рассматриваются проблемные вопросы и в оперативном порядке решаются. Как таковых проблем с органами власти у МФЦ сегодня нет.