Уже в который раз жители Дербента и близлежащих населенных пунктов столкнулись с проблемами в работе общественного транспорта. Оставив свои микроавтобусы в районе верхнего колхозного рынка, водители устроили акцию протеста из-за серьезных штрафов контролирующих органов. Они заявляют, что после проверок инспекторами ГИБДД и сотрудниками Ространснадзора по Дагестану им приходят штрафы на сумму от 30 до 300 тысяч рублей. Столь высокая сумма штрафов – плата за незаконные, по мнению инспекторов-транспортников, маршрутные карты. Они выдавались водителям администрацией Дербента. Парализовав пассажироперевозки, кстати, на радость местным таксистам, водители провели митинг у городской мэрии. Другая проблема городских водителей - необоснованно низкая стоимость проезда. Установленный несколько лет назад тариф на перевозку не учитывает сегодняшних реалий, в частности возросших цен на бензин и газ. При этом не стоит игнорировать и то, что техническое обслуживание транспорта, ремонт, страхование жизни пассажиров осуществляются за счет средств водителей.
«Страховок нет, их не выдают. Карты маршрута выданы администрацией города, но они (инспекторы Транснадзора - прим. ред.), говорят, что это «Филькина грамота». Как это понять, выдавала же их администрация. Пусть хотя бы не мешают работать. Хотим, чтобы повысили стоимость проезда и поставим этот вопрос ребром», - выразил общее мнение один из участников митинга.
Не все горожане поддерживают водителей в их протесте. Многие отмечают, что работать нужно по закону и следить за состоянием машины, на которой ежедневно перевозят десятки и сотни людей, жизни которых в опасности из-за аварийного состояния такси. Поэтому штрафы они считают нормальным последствием наплевательского отношения к автомобилю. Работа маршрутных такси всегда вызывала массу претензий горожан. В частности, не соблюдается режим работы, многие на маршруте работают до 18 часов, не останавливают пассажирам на промежуточных остановках, игнорируют перевозку малолетних школьников, укорачивают маршрут, как это наблюдается на маршруте № 5.
Сегодня парк маршрутных такси состоит из устаревших машин, во многих из них наблюдается увеличение количества пассажиромест. В основном это отечественные «ГАЗели», но есть несколько новых «пазиков».
Свою точку зрения на события высказал заместитель начальника Межрегионального территориального управления Ространснадзора по СКФО Муртузали Муртузалиев. «Сегодняшний выход водителей к администрации Дербента связан с рейдом наших работников. В ходе проверки были выявлены серьезные нарушения в их деятельности, за которые КоАП предусмотрены штрафы до 300 тыс. руб. Конечно, для водителя это чувствительный штраф. Поэтому они пришли к администрации, зная, что здесь проходит совещание представителей транспортных организаций и Ространснадзора, посвященное именно соблюдению законодательства. Мы приняли решение повременить с назначением штрафов, а администрация в течение 10 дней предпримет шаги к устранению нарушений», - отметил М. Муртузалиев.
Транспортный коллапс стал возможен не только по причине нарушений со стороны водителей, но и из-за бездействия надзорных органов и администрации. Никто так и не объяснил, почему маршрутные карты, выданные мэрией, не соответствуют требованиям закона. Это чья-то халатность или же несогласованность действий и непрофессионализм ответственных лиц?
Складывается порочная практика умышленного игнорирования проблем транспорта и водителей, когда решается промежуточная проблема, а причина так и остается без внимания органов. Проблемы есть и требуют своего решения, а не поверхностного разбора и откладывания в «долгий ящик» до очередного бунта.
Водители маршруток скоры на протестные акции. В 2011 году 250 водителей устроили митинг, выражая недовольство действиями администрации по вопросу реорганизации Дербенттранссервиса. Тогдашний мэр И. Яралиев организовал новое МУП «Дербентгортранс» и предложил водителям перезаключить договоры с новой структурой. Идея мэра, как оказалась, не нашла понимания у «частников».