Способы распространения различной деструктивной информации, идеологии терроризма и экстремизма существуют различные. Среди них сегодня одним из распространенных являются социальные сети. Они сейчас играют огромное значение в жизни человека. Благодаря им человек может общаться с теми, кто находится за сотни и тысячи километров, имеет возможность быстро получить доступ к необходимой информации.
Однако соцсети несут и серьезную угрозу благополучию детей и подростков. В настоящее время именно они являются самой многочисленной и активной частью его аудитории.
Ежедневно службы информационной безопасности выявляют тысячи сообществ с участием несовершеннолетних, пропагандирующих деструктивные формы поведения.
Обеспечение безопасности детей в сети «Интернет»
По словам главного специалиста Минобрнауки РД по воспитательной работе Газимагомеда Мухумагазиева, важными условиями для эффективной профилактики, к примеру в образовательном учреждении, являются: организация ранней профилактики, системность такой работы, сочетание индивидуальных форм работы и комплексного подхода к проведению воспитательных и профилактических мероприятий.
«Учитывая возросшую роль сети «Интернет» в формировании мировоззрения молодежи, риска негативного влияния на подрастающее поколения радикальных формирований Минобрнауки Дагестана принимается ряд мер по противодействию экстремизму и терроризму в «глобальной сети».
Так, ведомством в минувшем году внесено предложение включить в госпрограмму “Комплексная программа противодействия идеологии терроризма в Республике Дагестан” конкурс среди учащихся образовательных организаций на создание лучшего видеоролика, направленного на профилактику среди молодежи идеологии терроризма, привития идей патриотизма и взаимоуважения», - рассказал Газимагомеда Мухумагазиева.
Идея данного конкурса заключается в использовании потенциала самих детей в создании медиа-материала, который бы мог повлиять на формирование в умах детей устойчивого иммунитета к пропаганде идей радикализма и привитию традиционных для РФ духовно-нравственных ценностей.
«За время существования конкурса дети создали более 100 видеороликов, плакатов и картинок по указанной тематике. Все они размещены на официальных порталах образовательных организаций и в сети «Интернет», - отметил представитель министерства.
Как не допустить к небезопасному контенту
Потенциально неприемлемый для детей контент может появиться как на личных страницах пользователей, так и в сообществах.
Родители со своей стороны должны ограничить использование различных приложений с помощью встроенных инструментов «родительского контроля», чтобы заблокировать отдельные видео или каналы, отключить поиск, разрешить только одобренные подборки и т.д.
Сегодня Минобразованием региона в данном направлении ведется активная работа. По данным ведомства, ежегодно обеспечивается ограничения доступа несовершеннолетних к не законному и негативному контенту в сети «Интернет» в образовательных организациях и учреждениях социального обслуживания на основе Реестра безопасных образовательных сайтов.
«Однако существует опасность того, что, дети пользуются гаджетами, с открытым доступом к сети “Интернет” дома. Родители нередко относятся халатно к данному вопросу. Неограниченный доступ детей к интернету приводит к удручающим последствиям. Во-первых, они получают весьма агрессивную информацию, которая негативно влияет на формирование их мировоззрения. Во-вторых, дети, приученные с детства к гаджетам, сложно адаптируются к книгам и соответственно им тяжело дается учеба в школе. Со своей стороны мы поручили муниципальным органам управления образованием проводить родительские собрания, давать взрослым разъяснения по информационной безопасности их детей и необходимости контроля пользования детьми гаджетов с открытым выходом в сеть «Интернет». Также мы сами провели республиканское родительское собрание с привлечением квалифицированных специалистов – представителей МВД РФ по РД и психологов, в онлайн-режиме, где приняли участие более 110 тысяч родителей», – сказал Мухумагазиев.
Социальный опрос
По данным социологического исследования, проведенного специалистами Минобрнауки Дагестана, в минувшем году 68 % информации, формирующей мировоззрение детей, ими было получено из Интернета.
«Учитывая результаты социсследования, министерством приняты ряд мер по формированию позитивного контента в “глобальной паутине”. Так, к примеру, в образовательных организациях профессионального образования, подведомственных Министерству образования и науки РД, сформированы кибердружины, которые среди прочего формируют медиа- материалы, направленные на защиту детей от влияния негативного контента, а также создают положительные, добрые материалы. Также кибердружинники проводят мероприятия среди студентов младших курсов, направленные на информационную безопасность обучающихся», – рассказал Мухумагазиев.