Опрос, проведённый среди молодёжи Дагестана, показал, что понятие «терроризм» разные группы молодёжи воспринимают неоднозначно. Одна группа почти единогласно отметила, что это крайность, которая в любом обществе имеет место быть. В другой группе начали спрашивать, что это такое, и после дискуссии ребята отметили, что термин «ваххабизм» им понятнее и доступнее.
В вопросе актуальности проблемы терроризма также сложилось два разных мнения. Часть молодёжи считает, что проблема существует и с ней надо работать. Другая часть отметила, что проблема не стоит так остро, как это было несколько лет назад, когда постоянно происходили террористические акты: «раз волны терактов нет, активизации террористов нет, то это не столь актуально».
Согласно мнению респондентов, сегодня в терроризм молодёжь втягивают путём внушения, заманивания, зомбирования, задабривания. Кому-то обещают «конец всем твоим проблемам», а кто-то, согласно стадному мышлению, увидев, что как братья и родственники вовлекаются, следует за ними.
В качестве основной причины, которая была озвучена во всех группах, – проблема с родителями («конфликт отцов и детей», «недостаток внимания», «недопонимание», «родители не досмотрели», «постоянные ссоры, ссоры, ссоры…», «психическая нагрузка, депрессия»).
Часть респондентов отметила, что в террористическое течение завлекают деньгами, подчеркнув, что молодёжь испытывает проблемы с работой. Этот аргумент вызвал дискуссию, однако большая часть подобное предположение поддержала. Некоторые выступили против, отметив, «какие могут быть деньги, если это конец всему… если они на смерть идут?»
Общего понимания терроризма и путей становления на его путь у молодёжи нет. Но понимандуманных или отвлекающих является первым шагом в профилактике и сдерживании радикализации молодёжи, которая зачастую отличается максималистскими и протестными настроениями.
Многие из респондентов говорили о терроризме довольно-таки спокойно, не видя в нём большой угрозы, а небольшая часть видела в терроризме что-то типа противовеса официальной власти, романтику Робин Гудов, добивающихся справедливого мироустройства, устройства жизни.
Архиважно, чтобы молодые люди начали воспринимать терроризм как не простое уголовное преступление, не простое криминальное деяние, а как очень опасную идеологическую доктрину, которая через принятие искажённого варианта религии овладевает умами.
Иса Добаев, доктор философских наук, профессор, директор Центра региональных исследований Института социологии и регионоведения Южного федерального университета: «Сначала идеи овладевают головами, а затем наступает действие этих идей. На идеологическом фронте борьба очень высокоинтеллектуальна. Если мы, преподаватели, будем работать в своей аудитории, в высшей школе будем преподавать студентам, то ничего от этого не изменится. Влияние муфтиев сильно на тех верующих, которые являются традиционалистами. Но очень важно работать среди тех, кто не сегодня завтра может переступить черту. Пока идеология и цели террористов не будут скомпрометированы, до тех пор мы ничего не сделаем».
Для достижения неприятия терроризма у молодёжи необходимо множество мер самого разного масштаба – от духовного воспитания до вовлечения в спортивные, волонтёрские и другие массовые мероприятия. Один из действенных способов – разоблачение преступной деятельности террористов и бандподполья посредством размещения в СМИ, в интернете материалов, дискредитирующих участников террористических структур, создание барьера внутреннего сопротивления аудитории радикальной идеологии.