Объявление о продаже 8-го цеха завода «Дагдизель» в Каспийске вызвало интерес у жителей республики. Заброшенное сооружение посреди открытого моря, которое в народе называют дагестанским фортом Боярд, оценили в 12 млрд рублей.
Туристам понравится?
Автор объявления написал, что до недавних лет здание пустовало и пребывало в плачевном состоянии, но теперь «находится на стадии капитального ремонта и разработки нового дизайна».
«Закрытый» восьмой цех – часть завода «Дагдизель» – перестал работать давно. Его создали для тестирования торпед подводных лодок. Сейчас, по мнению дагестанцев, из цеха можно сделать туристический объект. Правда, несколько лет назад эксперты говорили, что здание прогнило и рушится, а часть цеха оказалась залита водой, но турагентства не теряют надежды.
«Если здание привести в порядок, получится очень хорошее место для туристов, – уверена махачкалинский гид Айшат Магомедова. – Туризм в Дагестане развивается с бешеной скоростью, и на этом проекте можно и казну региона пополнить. Там же застыла история, а туристам что интересно? Узнать традиции, культуру, историю того региона, куда они приехали отдыхать. Стоит вложиться туда хорошенько, и это будет наш, дагестанский таинственный остров».
Руководитель турфирмы в Махачкале Казанбег Якубханов полагает, что отдать объект хорошему инвестору лучше, чем наблюдать, как он разрушается.
«Содержать его дорого, учитывая его плачевное состояние. Туда подплывать опасно, не говоря уже о том, чтобы гулять. Сейчас оно не составляет никакой ценности. Но так как государство не способно эффективно использовать его, то лучше уж продать. Строительство там ресторана или торгового заведения может быть выгодным», – считает он.
Не быть развлечению!
С экскурсоводами не согласен политолог Ханжан Курбанов. Делать завод местом паломничества гостей республики все равно что танцевать на костях, считает он.
«То, что закрывают завод, это плохо, но то, что продают, ещё хуже, – говорит эксперт. – Открыть его для туристов для меня неприемлемо. Тут когда-то творилась история, кипела жизнь, и теперь показывать то, что осталось от предприятия – не совсем красиво. Туристов надо в другие места возить. «Дагдизель», по-моему, нужно переориентировать, конверсировать и сохранить».
Завод хранит в себе много тайн. Во время Великой Отечественной войны в цеху бесперебойно трудились рабочие без сна и отдыха. Об этом не стоит забывать, уверен историк Сергей Булатов.
«Здесь выпускались, помимо торпед, мины, пистолеты и так далее, – говорит он. – А в самые горячие годы битвы за Кавказ, в 1942 году, изготовление боеприпасов выросло в два раза. Цех играл огромную роль в годы войны, фашистам не удалось его захватить. Устраивать там туристические походы как-то не по-человечески, что ли».
По словам историка, ещё в советские годы многие предприниматели зарились на этот загадочный объект с целью нажиться.
«Бизнесмены хотели тут развить игорный бизнес, устроить развлекательный комплекс с казино, рестораном, отелем. Тогда это было бы новшеством для Дагестана и даже для России, и руководство завода согласилось, но КГБ не дал разрешения. Это рассекретило бы объект. У завода был свой порт, где базируются пограничники, которые были бы у отдыхающих на виду. Жаль, сейчас всё продаётся и покупается. Тогда всё было по-другому», – вздыхает Сергей Булатов.
Он уверен, что сооружение нужно сохранить, чтобы не осквернить историю.
«На этом заводе без сна и отдыха работали и стар и млад, и тогда они думали только об одном – о Победе! Сейчас мы не имеем права, перешагнув через это, думать только о выгоде», – уверен историк.