Примерное время чтения: 7 минут
745

Дай «пять», школьник! Педагог поразила Дагестан своими приветствиями

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 20. АиФ Дагестан Запрещённый приём 15/05/2024
Кадр из видео

Учительница начальных классов Мадина Аликадиева из села Сулевкент Хасавюртовского района уверена, что посещать школу дети должны с позитивными эмоциями. Для этого она разработала особый ритуал приветствия учеников, который попал на видео и поразил пользователей социальных сетей.

Нельзя заставить

Ума Саадуева, dag.aif.ru: Мадина Мусаевна, откуда и как возникла идея здороваться с каждым ребёнком оригинальным способом?

Мадина Аликадиева: Честно скажу, в интернете увидела, и очень захотелось попробовать со своими детьми. Им понравилось с первого раза. Приветствуем друг друга не как обычно, а объятиями, жестом «дай пять», рукопожатиями, поклонами, прикосновениями кулачком в кулак и так далее. Привыкли они сразу, и каждый ребёнок ежедневно выбирает новый жест. Это развивает память и поднимает настроение. Ученик уверенно заходит в класс и выходит мотивированным осваивать программу, готовым применять знания.

– Для этого одного оригинального приветствия мало…

– Способность своевременно разглядеть талант, развить лучшее в детях – вот, наверное, самое важное дело педагога. Детей нельзя заставить учиться, их нужно заинтересовать, увлечь. Чтобы вырастить увлечённых делом детей, важно быть креативным учителем, и не только авторитетом в глазах школьников, но и товарищем, который всегда готов прийти на помощь. Ребёнок должен знать, что я думаю, переживаю, радуюсь вместе с ним.

– Наверное, в школе вы были круглой отличницей?

– Да, угадали (смеётся). В школьные годы я с восхищением смотрела на своих преподавателей – они были самыми необыкновенными людьми для меня. Постепенно, взрослея, я всё больше осознавала, как важна и нужна профессия учителя. С самого раннего детства представляла себя в этой роли. Мы часто с подругами играли «в школу», и мне нравилось что-то объяснять, выставлять оценки в «журнал». Я благодарна своему первому учителю Абакару Абакаровичу, своей классной руководительнице Марият Муртазалиевне и двоюродной сестре Аминат за то, что развили во мне любовь и уважение к своей профессии. Именно они стали для меня примером.

Я более 20 лет работаю в родной школе, откуда когда-то выпустилась. Учителя, которые меня учили, стали моими коллегами и по сей день делятся бесценным опытом.

«Не так уж страшно»

– Вы были совсем молодой, когда пришли работать в школу. Как прошёл ваш первый урок?

– Мне было 22 года, я только окончила университет. Как же я старательно готовилась к уроку! Была продумана каждая минута, взвешено каждое слово. И всё же в самом дальнем уголочке сознания затаилась крупинка сомнения и страха – справлюсь ли? Первый урок, как первый снег – внезапный и лёгкий, но долгожданный.

Иду по коридору и чувствую, что меня охватывает сильное волнение: трясутся руки, подкашиваются колени, пропадает голос. Вхожу в класс, начинаю урок и мгновенно чувствую, как между мной и учениками потянулись невидимые нити дружелюбия, открытости. Из них не нужно было вытягивать слова – они легко вступали в диалог, задавали множество вопросов. Мне хотелось так много сделать на уроке! Всё время смотрела на часы. Надо уложиться! Но вот ощущения от первого урока до сих пор со мной: смесь волнения, страха, удивления. «Неужели я настоящая учительница, а это мои ученики?» – не верилось мне. Незаметно пролетели 45 минут. Урок окончен. В голове промелькнула мысль: «Я справилась. И не так уж это страшно».

– Обучение в те годы и сейчас сильно отличается?

– Да, всё очень сильно изменилось! Есть советские учебники, которые по качеству подачи материала, на мой взгляд, гораздо лучше современных.

Сейчас принято, что ребёнок должен приходить в школу уже со знаниями, а если их не дали в детском саду или дома, то школьник начнёт отставать по программе.

Лучше качество обучения будет тогда, когда детишкам дадут время вовлечься в учебно-познавательную практическую деятельность. Им надо давать возможность размышлять. У советского школьника к выпускному классу должна была сформироваться целостная картина мира. И к этому его вёл учитель.

– Что же мешает сегодня так работать?

– Мы все прекрасно знаем, как сильно поменялась система образования, в какие рамки загоняют ребят и педагогов. Из-за массовой цифровизации утеряны навыки письма, как следствие - и способности к творчеству. Книги отошли на второй план. Компьютерная и игровая зависимости ни к чему хорошему не приводят. Школа перестала быть развитым социальным институтом, выполняющим функции и образования, и воспитания.

Писатель Лев Толстой отмечал, что совершенный учитель объединяет в себе любовь к своему делу и к своим ученикам. Это важно, чтобы вырастить достойное поколение.

– Вы можете этим похвастаться...

– Я горжусь своими учениками и считаю, что они должны превзойти своего учителя. В этом моё призвание. Они не только моя гордость, но и гордость школы и села. Многие из них поступили в высшие и средние учебные заведения, работают в самых разных профессиональных сферах во благо своей страны.

И сам немного ребёнок

– Как классному руководителю стать по-настоящему классным в глазах детей и родителей?

– Сплочение родителей класса при его образовании – важный элемент. Класс – это большая семья с разными характерами, темпераментами, взглядами на жизнь.

Быть учителем – значит быть немного ребёнком. Сложно найти точки соприкосновения, когда вы смотрите на мир под разными углами. Каждый ребёнок – это неповторимая индивидуальность. Мне нравится работать с детьми, наверное, поэтому мне удаётся быть классной (смеётся).

– Есть родители, которые полагают, что учителя должны приложить все усилия, чтобы пробудить интерес детей, перекладывая всю ответственность на преподавателя.

– Меня не пугает ответственность. Многое в будущем ребёнка зависит от первого учителя, он становится примером для подражания и влияет на становление личности.

Да, у меня особая профессия. Я первый учитель маленького человека, который час за часом открывает для себя этот большой и непонятный взрослый мир.

– Мне и одноклассникам в школьные годы казалось, что учительская – кабинет, где преподаватели перемывают косточки своим ученикам. Что же на самом деле вы делаете там во время перемены?

– Раньше, когда были бумажные журналы, учительская была кабинетом, где они хранились. Один учитель приходил и оставлял журнал, а второй приходил и брал. Педагоги старших классов проверяли задания в тетрадках. Да, на перемене собирались в кабинете и беседовали: о детях, семьях, огородах. Мы обыкновенные люди, и ничто человеческое нам не чуждо. А теперь даже скучаем по такому общению.

– Какие напутственные слова скажете начинающему педагогу?

– Я убеждена, что профессия учителя – самая лучшая на свете! Это ответственность перед обществом, потому что мы, педагоги, формируем основы знаний и ценностей будущих поколений. И я горжусь тем, что выбрала эту профессию, которая, несомненно, обогащает меня как личность и даёт возможность оставить свой след в жизнях детей.

Отвечайте на все вопросы своих учеников, формируйте у них правильное окружение. Учитесь вместе с детьми, кстати, хороший способ совместного обучения – игры. Хвалите их и никогда не сравнивайте с другими, не переходите на личности. Работайте с «огоньком» – это поможет вам получить желаемые результаты от нелёгкого, но такого нужного и прекрасного труда!

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах