Примерное время чтения: 4 минуты
160

Первое слово – от мамы. Кто отвечает за сохранение языков в республике?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 3. АиФ Дагестан «Хоть закрывай» 17/01/2024
@ freepik / ru.freepik.com

Директор аварского театра Магомед Бисавалиев обвинил в исчезновении языков матерей, которые не учат своих детей говорить на родном наречии. Его заявления вызвали бурную дискуссию в обществе о том, кто и что всё-таки должен делать, чтобы языки народов Дагестана не вымирали.

Невыгодный язык

«Мамы – убийцы родных языков! – заявил директор аварского театра Магомед Бисавалиев в своём телеграм-канале. – Не отец, он на работе и не всегда с детьми. Не школа, у них других хлопот хватает, и нет ЕГЭ по родным языкам. Не семья, они бывают и смешанные. Это проблема не одной семьи, а массовое явление. Берегите детей от матерей – убийц родного языка. Без знания русского языка ваши дети не останутся. Если вы лишите их языка предков, это будет преступлением перед потомками. Через поколение могут и не простить».

Это обвинение разделило дагестанское общество на два лагеря. Женщины, особенно в смешанных браках, посчитали его оскорбительным.

«Я, например, по национальности, даргинка, а мой муж – ингуш. Дети путаются, когда мы говорим с ними на своих языках, – говорит жительница Махачкалы Асият Курбанова. – Если в школе нет поддержки в языках, то как мне это делать дома? Даргинский язык во многих школах изучают только на факультативных занятиях. Отдать предпочтение одному языку в Дагестане невозможно – здесь проживает более 40 национальностей».

Министерство образования и науки Дагестана даёт возможность изучать родной язык в свободное время или вместо других предметов.

«С 1 сентября 2023 года во всех школах России введены федеральные основные общеобразовательные программы, которые предусматривают определённое количество часов для изучения родных языков. Добавить уроков можно за счёт внеурочной деятельности или части учебного плана. Образовательная организация сама определяет, какие курсы будут изучаться», – ответили «АиФ-Дагестан» в пресс-службе регионального Минобрнауки.

По словам Асият, двое её детей, однако, охотней ходят на занятия по английскому, чем по родному языку.

«Мои мальчики понимают, что иностранный язык может пригодиться при трудоустройстве в будущем. А что им может дать даргинский или ингушский? Быть преподавателем в сельской школе за 15 тысяч рублей?» – задаётся вопросом собеседница.

Спасение в сёлах?

По мнению председателя комиссии по гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений Общественной палаты РД Руслана Лугового, национальные языки Дагестана живут и развиваются там, где есть среда их исторического и бытового применения.

«Но сейчас сёла пустеют, многие стремятся в города, а там язык общения – русский. Процесс урбанизации неизбежно ведёт к унификации культур, в том числе и языка. В городах растворяются родные языки, здесь они практически не функционируют. В селениях испокон веков они описывали быт, труд и т. д. Чтобы удержать людей в горах, необходимо создать им условия жизни и рабочие места», – считает Луговой.

Для этого разработана государственная программа социально-экономического развития горных территорий. На неё планируют выделить 1 млрд 118 млн рублей и добиться к 2024 году роста производства продукции со 127 млн до 140 млн рублей.

«Почему бы по этой программе не предусмотреть стимулы для закрепления молодых людей в сельской местности? Это способно помочь сохранению родных языков. С языком уходит мировоззрение, культура, уходит сам народ. Язык – это главный атрибут идентичности. Если мы ставим задачу по сохранению национальных языков, то нужно решить целый комплекс задач: сохранять сёла, национальные анклавы, обучать в школах по всем предметам на родном языке. И самое главное – родители должны сами разговаривать с детьми на родном языке дома», – уверен собеседник.

Точка зрения

Заслуженный художник РД Алибек Куртаев:

– В исчезновении родных языков виноваты как сами носители этих языков, так и государство. В советское время было большое количество часов родного языка, и выпускники сельских школ имели некую фору при сдаче экзаменов по русскому языку, писали диктант вместо сочинения и так далее. А сегодня они должны на равных конкурировать на вступительных экзаменах с носителями русского языка, даже при поступлении в технические вузы.

Вот и вынуждены школьники национальных школ больше уделять внимания изучению русского языка в ущерб родному. А по родному языку даже экзаменов нет.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах