Злоумышленники оттачивают новую схему для кражи денег со счетов. Теперь воздействуют на родственников жертв. Звонят родителям, супругам, детям и убеждают их в реальности угрозы и просят повлиять на человека, чтобы он перевёл средства на якобы безопасный счёт. Как обезопасить себя и отличить мошенника от настоящего сотрудника банка, выяснил dag.aif.ru.
Легенды обмана
«Позвонил мне один раз якобы сотрудник полиции и начал что-то говорить про то, что я стала потенциальной жертвой мошенников, что мои деньги могут похитить, а чтобы этого не произошло, нужно срочно перевести их на другой счёт. Я не такая доверчивая женщина, много читала про таких жуликов и вежливо отказалась. Его это, видимо, сильно задело – он перешёл на агрессивную манеру общения и стал угрожать, что моим позвонит родным, чтобы через них повлиять на меня. Угрожать начал. Разговор не получился, и он бросил трубку. И действительно он позвонил моей золовке на следующий день, но она тоже не повелась на уловки афериста», – поделилась своей историей жительница Махачкалы Оксана Омарова.
У людей, особенно у старшего поколения, осталось всё-таки какое-то доверие к правоохранительным органам – дескать, они не могут обмануть. На это и рассчитывают обманщики. На самом деле такие звонки запрещены, и это должны знать все.
«Популярный приём мошенников – интегрировать в легенды обмана актуальную повестку. Аферисты оперативно придумывают новые схемы, связанные с социальными выплатами военнослужащим, получением услуг через портал «Госуслуги» или помощи через различные фонды для пострадавших от ЧС. Такая информация вызывает доверие у людей, и чаще всего они самостоятельно переводят деньги мошенникам или раскрывают данные банковских карт», – рассказала «АиФ-Дагестан» заместитель управляющего Отделением Банка России в Дагестане Светлана Бацына.
По её словам, во время разговора мошенники обращаются к собеседнику по имени и отчеству, могут назвать фамилию, номер и срок действия карты.
«Эти сведения они, как правило, получают из открытых источников, например, из социальных сетей, и с помощью фишинга – такого вида интернет-мошенничества, когда, заходя на сайт-клон известной организации или магазина, граждане рискуют передать данные мошенникам. Используя спам и вредоносные программы, аферисты могут получить доступ к платёжной информации, которая у многих граждан хранится в смартфоне. Также кибермошенники создают сайты-двойники, рассылают почтовые и СМС-сообщения, чтобы выманить у пользователей конфиденциальную информацию», – продолжает собеседница.
Будьте бдительны!
Мошенники играют на человеческих слабостях – страхе, доверчивости, любопытстве, желании получить что-то бесплатно.
«К тому же преступники психологически воздействуют на человека: говорят быстро и уверенно, используют финансовые термины, нередко фоном включают звуки, имитирующие работу кол-центра. Всё это помогает вызвать доверие у собеседника и приглушить его бдительность.
Аферисты запугивают и торопят граждан, давят эмоционально и уверяют, что случится что-то непоправимое, поэтому люди часто теряются и сообщают свои персональные данные, коды и пароли банковских карт. Если мошенникам удаётся узнать нужную информацию, они получают доступ к счёту и опустошают его. Иногда им даже удаётся убедить человека перевести свои деньги на якобы безопасный счёт, который называет мошенник», – заключила Бацына.
Как не попасться на уловки киберворов?
Критически относитесь к рассылкам, в которых вас заставляют оплатить какие-либо услуги, товары, зарезервировать вакансию или провести другие платежи. Никому нельзя сообщать личные данные и реквизиты карты – CVC/CVV-код на обратной стороне карты, коды из СМС и ПИН-коды. Не стоит перезванивать и отправлять СМС на незнакомые номера.
Если с вашей банковской карты вдруг списали деньги, то нужно немедленно заблокировать карту, сообщить в банк по горячей линии о краже денег. Сохраните экземпляр заявления с отметкой банка о приёме. Сделать всё это необходимо не позднее следующего дня после того, как банк уведомил вас об операции, которую вы не совершали. Затем обратитесь в правоохранительные органы с заявлением о хищении. Банк рассмотрит ваше заявление в течение 30 дней. Если операция была международной – в течение 60 дней.