Семь месяцев назад обычный рейс из Казахстана в Россию обернулся для дальнобойщика Сергея Писнова уголовным делом. Привычный вид из кабины сменился на камеру, допросы и обвинения в контрабанде «запрещёнки». Сергей вину не признаёт – уверен, что его подставили, но так ли это на самом деле, разбирался корреспондент dag.aif.ru.
Бросили все и сразу
Седьмой месяц Сергей Писнов находится в следственном изоляторе в Махачкале. Его задержали после того, как при проверке в фуре нашли спортивные добавки — разрешённые в Казахстане, но запрещённые в России.
Сам водитель утверждает, что ехал по привычному маршруту: вёз в Россию мясо и колбасу, а в Оренбурге знакомый партнёр по бизнесу попросил захватить несколько сумок с БАДами и отвезти их в Москву. Документы, маркировка, штрих‑коды — всё выглядело легально. Но на посту в Дагестане фуру досмотрели, и обычный рейс закончился уголовным делом по статье о незаконном обороте наркотиков.
Сначала водитель был уверен: недоразумение быстро прояснится. Он передал следствию все контакты заказчика и ожидал проверки. Однако вскоре с ним перестали связываться адвокат и заказчик. Сергей остался один в чужом регионе и без поддержки.
К делу подключился председатель общественной наблюдательной комиссии Дагестана Шамиль Хадулаев. Он навестил водителя в СИЗО и передал материалы дела на проверку в прокуратуру.
«Дальнобойщики в таких случаях не имеют доступа к грузу. Машины запечатывают, прицеп опломбирован, а закладывают контрабанду так, чтобы крайним стал ничего не подозревающий водитель. Это слабое звено —юридически всё чисто, фактически человек ни при чём», — говорит Хадулаев.
Страдает всегда водитель
Историю Писнова обсуждают и в рабочих чатах дальнобойщиков. Там кипит спор о том, кто несёт ответственность за задержанные грузы. Одни уверены: если запрещённое нашли внутри опломбированного прицепа, отвечать должны фирмы‑грузоотправители. Другие напоминают, что на практике это не работает — в первую очередь задерживают того, кто держал руль.
«Если нашли в кузове — виноват отправитель, если в кабине — ты», — пишет один из водителей.
Ему возражают коллеги.
«Из Ирана едешь: им по барабану, где нашли, хоть в кузове. Страдает всё равно водитель», — говорит другой дальнобойщик.
«Дальнобои» рассказывают, что чаще всего груз загружают без их участия — они получают опломбированный прицеп и не имеют права вскрывать его, пока не доберутся в пункт назначения. В результате владельцы контрабанды выходят сухими из воды, а правоохранители задерживают водителя.
Стреляют по воробьям
Контрабанда в фурах — уже не сенсация. Таможенники ежемесячно находят партии одежды, сигарет, техники или алкоголя. Иногда обнаруживают препараты или вещества с ограниченным оборотом. И почти всегда под следствием оказывается водитель.
По мнению самих перевозчиков, это системная ошибка. Посадка исполнителей перевозок как стрельба по воробьям и не останавливает трафик — организаторы контрабанды продолжают работать, оформляя грузы на фирмы‑однодневки и подставных экспедиторов.
«Дальнобойщики — самые незащищённые. Кто предоставит им гарантии? Я считаю, пора перестать вешать на них ответственность за груз. Машину загрузили, запечатали — всё! Товар не их. Дальше — проверяйте, вызывайте экспертов, но не сажайте водителей», — рассуждает Хадулаев.
Более 2 тыс. капсул с прегабалином изъяли в Хасавьюрте у жителя Дагестана
Уроженца Дагестана задержали в Ставрополе с кокаином на 20 млн рублей
В Дагестане будут судить 13 членов группы за изготовление и сбыт наркотиков
В Каспийске мужчину задержали с крупной партией сильнодействующих веществ