Примерное время чтения: 5 минут
419

Праздник весны и равноденствия. В Навруз люди прощают друг другу обиды

В праздник весны дагестанцы, где бы они ни жили, готовят национальные угощения, устраивают театрализованные представления и жгут костры.
В праздник весны дагестанцы, где бы они ни жили, готовят национальные угощения, устраивают театрализованные представления и жгут костры. Республиканский дом народного творчества Дагестана

Навруз Байрам – это праздник весны у дагестанских народов, которому уже как минимум 7 тысяч лет. Он приходится на дни равноденствия 21-22 марта. Раньше в честь него устраивали богатые застолья, шоу канатоходцев, конкурсы, песни и пляски. Как отмечают его сейчас, выяснил «АиФ Дагестан».

Костёр – от болезней

В праздник весны дагестанцы, где бы они ни жили, готовят национальные угощения, устраивают театрализованные представления и жгут костры. Считается, что любая болезнь и проблема может сгореть в огне. Устранить дурные мысли и сглаз можно, перепрыгнув через пламя.

Жительница Кизляра Мугминат Магомедова вспоминает, как раньше в её родном селе все собирались, запрягали бычков и делали в поле первую борозду – тракторов тогда ещё не было.

«Дедушка сеял зёрна пшеницы или кукурузы, – говорит она. – Дети ждали, пока он закончит и повалит бычка на землю. Если получалось, ребят угощали большими бубликами. Символом праздника считалась ветка березы, которая называется «шах табаг» или «бег-даг», её украшали платками, сладостями. Каждый год за веточку отвечали разные семьи. Главная виновница торжества – дочка весны, её дружно звали все участники праздника. Она пела песню и славила весну, начало года. Люди собирались на поляне, как на маёвку, устраивали пикник, веселились, танцевали, играли на дудочках. Приезжали гости из других сёл».

Мугминат помнит, что в соседнем аварском селе на праздник делали маски волка и гонялись за детьми.

«В обрядах участвовали ряженые Коса и Кечал. Их внешность и выступления отличались бесшабашной комичностью. Они должны были веселить народ», – вспоминает собеседница.

Праздник первой борозды был знаменательным событием и в высокогорном селе Чукна Лакского района. Аксакалы ежегодно выбирали «старшего пахаря» из числа номинантов.

По сей день тамада в Навруз готовит там бузу – напиток из солода, символизирующий плодородие, а женщины стряпают угощения к столу.

«С ночи жена начинает варить, жарить, парить. На столе у нас бывает национальное сушёное мясо и чеснок, который кладут в бульон. Весь дом три дня пахнет этими продуктами, – смеётся житель Чукны Нурмагомед Гамидов. – Мы всей семьёй отмечаем праздник весны с богатыми угощениями на столе. Принимаем гостей, а потом идём на площадь, где мужчины соревнуются в умении держаться в седле. Победитель получает праздничный пирог «бартри». По старинному поверью, он приносит удачу тому, кто его съест».

Затем толпа перемещается в поле, где происходит кульминация Навруза Байрама – земледельческий обряд. Лучший конь села бороздит землю, которую «старший пахарь» засеял семенами пшеницы.

Без хинкала – никуда

Многие народы мира в древности отмечали дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния, говорит доктор исторических наук, профессор и ведущий научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН Руслан Сефербеков. Вот и в Дагестане праздник весны существует уже несколько тысячелетий.

«Наврузом он называется у азербайджанцев и переводится с иранского как «Новый год». Есть предположение, что в Дагестане его начали отмечать после того, как жители региона перешли от присваивающего хозяйства к производящему, а это произошло в позднем неолите, примерно в пятом тысячелетии до нашей эры», – рассказывает историк.

По его словам, каждый дагестанский народ отмечает и называет праздник по-своему. Аварцы, даргинцы и табасаранцы считают его днём первой борозды.

«У большинства аварцев он называется «Оцбай», что в переводе означает «запрячь быков», – говорит учёный. – У даргинцев это «Хъубурхъе» – «свадьба пашни», у табасаранцев – «Эбельцан» – «праздник весны». Лакцы называют его «ИнтIнил хьхьу» – «ночь весны», лезгины – «Яран Сувар» – «красный праздник», кумыки – «Къыш гуйдюрев» – «проводы зимы».

Как говорит Сефербеков, раньше в Дагестане в эти дни вечером по улице ходили ряженые, надевали войлочные маски, шубу вывернутую мехом наружу и стучались в дома местных жителей. Детям и молодым людям давали орехи, сладости, сушёные фрукты и мясо, а потом они собирались у кого-нибудь дома и устраивали пир.

Под влиянием ислама многие народы Дагестана отошли от древних традиций и отмечают этот день в форме мавлида – собрания мусульман.

«Но некоторые национальности всё так же проводят Навруз: ритуальная борозда, спортивные соревнования, угощенья, а вечером – костры, через которые прыгают дети, юноши и девушки, – рассказывает Руслан Сефербеков. – У всех народов Дагестана в этот день готовится древнее ритуальное блюдо. У части даргинцев и кумыков оно называется «щапщи», в него входят злаки и бобы, всего семь ингредиентов. И обязательно варят сушёное мясо с костью, челюсти, говяжьи или бараньи ноги, хребет. Помимо этого, на стол подают традиционное блюдо «чуду» с творогом, зеленью или мясом, халву и, конечно же, хинкал – без него никуда! Этому празднику примерно семь тысяч лет. Надеюсь, что эпоха глобализации его не сотрёт, и мы сохраним нашу национальную и культурную идентичность».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах