aif.ru counter
1909

«Мелочный человек» и «Золотые горы». Художник создает скульптуры из монет

Дагестанский художник Закарья Закарьяев
Дагестанский художник Закарья Закарьяев © / АиФ

Веками люди пытаются разгадать «денежный вопрос»: почему к одним деньги приходят легко, а другим, наоборот, так и не удается найти свой источник изобилия.

Для известного художника из Дагестана Закарьи Закарьяева деньги - это не просто мерило стоимости чего-либо, это еще и энергия, при помощи которой можно выразить прекрасное, вечное, завораживающее. И тому подтверждение - персональная выставка Закарьянова «Антропология денег», которая работает в махачкалинском Центре этнической культуры. Здесь есть и «Золотые горы», и тот самый  «Денежный вопрос». О том, как удалось совместить на первый взгляд несовместимое - материальные и нематериальные ценности, в интервью «АиФ-Дагестан» рассказал сам автор оригинальной экспозиции. 

Деньги в некотором смысле можно назвать отдельным произведением искусства

Пустая копилка

Магидат Абакарова, «АиФ-Дагестан»: Закарья, вы богатый человек, однако. Откуда столько денег?

Закарья Закарьев: Это самый задаваемый вопрос. Я приоткрою занавес – помогали друзья, причем не только из Дагестана, а, можно сказать, со всей страны. Кто сколько мог, делился, кто-то горсточкой монет, кто-то килограммами… (улыбается).

- То есть опустошили не одну копилку?!

- Ну, это, в основном, залежавшиеся деньги были, которые, по всей видимости, ждали своего вот такого выхода в свет. Основной материал здесь – это старые монетки, времен СССР и ГКЧП. Признаюсь,помимо прочего, я еще и увлекаюсь нумизматикой. И пока я собирал эти деньги по нужным годам, накопилось много одинаковых, и не знал даже потом, куда это все деть.

- А как вообще пришла изначально идея о создании вот таких работ? Разве деньги и искусство совместимы?

- Конечно, деньги даже в некотором смысле можно назвать отдельным произведением искусства. Сама идея, конечно, возникла у меня спонтанно. Как я говорил уже, был материал в виде монет, который я и решил использовать в своем творчестве. Вот их я и пустил на первый объект. Где-то в 2010 году я попробовал изготовить свою первую такую инсталляцию, скульптуру – это «Золотая рыбка». Я еще тогда не осознавал, что это выльется в такую выставку. В тот момент для меня это было некое баловство, эксперимент.

- Сколько времени ушло на то, чтобы собрать такую коллекцию?

- Меня настолько затянуло в область малой скульптуры, что позже у меня стали появляться новые идеи, которые я начал отображать как арт-объекты. А в последующие годы я уже думал над тем, куда бы можно было применить монетки, потому что первая выставка одной такой работы меня окрылила. После этого была еще серия «рыбок». И спустя время, я начал чувствовать, что что-то назревает. Потому что постоянно делать по одной работе - не дело, вот и решил, что лучше я один раз хорошо выскажусь по этому поводу. И прошло шесть лет, прежде чем я собрал это все. Вплоть до открытия «Антропологии денег» я работал над инсталляциями. То есть идея уже была, а вот технически еще было необходимо ее выразить.

Я постарался выразить то, о чем мы привыкли обычно не задумываться. И вдруг, придя сюда, человек начинает смеяться, удивляться – потому что встречает как будто невообразимое

От «Мелочного человека» до «Золотых гор»

- Видно, что в экспозиции нет ни одной случайной работы. В названиях - явная игра слов. Казалось бы, мы привыкли называть отечественную машину «копейкой» и уже даже забыли, почему. А вот наглядность сущности «Мелочного человека» или «Золотые горы», которых никто никогда не визуализировал… 

- Для меня слово имеет значение. Говорящие названия работ не случайны, это даже, можно сказать, источник вдохновения. Услышал какое-то невероятное выражение или поговорку, допустим, и она уже провоцирует на создание той или иной работы. Разумеется, все образы из жизни, из нашего обихода. Я постарался выразить то, о чем мы привыкли обычно не задумываться. И вдруг, придя сюда, человек начинает смеяться, удивляться – потому что встречает как будто невообразимое. На самом деле, любое слово, выражение имеет свой смысл и свою форму. Вот ее я и представил. Естественно, я собирал материал из разных источников, читал литературу соответствующую, искал информацию, изучал историю денег.

- А не было мысли, что нечто подобное уже создавали до вас?

- Конечно же, были. И поначалу боялся повториться. Поэтому доля риска была. Могу сказать, что неспроста, потому как находились люди, в основном из-за рубежа, которые также использовали деньги в качестве материала для своих работ, но, к счастью, по манере, по заложенной идее, использование было разное, и я спокойно вздохнул.

Фото: АиФ

- Как назвать ваши работы? Это скульптуры, арт-объекты?

- Общее название – скульптура. На современный лад сейчас говорят – инсталляции или арт-объекты. Многие люди ведь думают, что скульптуру обязательно нужно слепить из глины, но ее можно создавать из любого материала, хоть из бумаги. Основа моих работ - из дерева, а уже сверху они покрыты «кожей» из монет.

- Как посетитель вашей выставки, могу сказать, что она, безусловно, вызывает эмоции, что, конечно же, говорит о ее успехе, и чувствуется некий даже сарказм автора – так ли это? И что бы вы сами выделили среди своих экспонатов?

- Да, я всегда с долей юмора подхожу к своим произведениям. Выделить какую-то одну работу мне самому все же тяжело. Но я могу назвать самые топовые экспонаты, которые чаще всего привлекали публику. Это череп, который называется Vanitas, что в переводе с латыни означает «суета», то есть как бы показано, куда приводит эта суета в жажде наживы: пожить-то многие так и не успевают... Особой популярностью пользовались так же «Золотой телец» или «Руно». В принципе, к каждой работе я относился серьезно, вплоть до графики, которую также можно увидеть на выставке, это некие дубликаты изделий уже на бумаге. То есть это эскиз и его воплощение в материале. Графикой здесь не стоит пренебрегать, потому что некоторые идеи невозможно по каким-то причинам выразить в скульптуре. Что-то остается в графике. Главное – раскрыть задумку, не важно – чем.

Художник может только направлять, а куда идти – это решение сугубо личное

Художнику деньги не нужны

- В определенном смысле ваши изделия носят двойную ценность – с одной стороны, как творческие работы, а с другой – еще и как непосредственно носители денег, еще и старинных в ряде случаев. Есть ли уже желающие приобрести эти ценности?

- Бывает, что подходят и спрашивают, продается ли какая-то из этих вещей, но я затрудняюсь ответить пока, потому что я об этом и не думал, да и пока они выставляются на продажу. С некоторыми работами бывает особенно тяжело расставаться.

- Уже известно, куда из Махачкалы перенесется этот капитал?

- Работы художника - они как дети, с каждой мне расставаться тяжело. Ну, если они попадут, допустим, в музей, я буду не против, наверное. А так планируем выставлять их в других российских городах, есть предложения провести эту выставку в Дербенте, куда мы в скором времени и собираемся. 

- Мы все привыкли думать, что художнику деньги ни к чему. Вот он живет своим творчеством, а большего как будто и не хочет… На вашей выставке есть хороший повод выяснить, какое же всё-таки место деньги занимают в жизни художника?

- Конечно, в простонародье бытует мнение, что художнику не нужны деньги, он должен быть голодным и так далее. На самом деле, это заблуждение. Лично мне, как вы видите, они нужны непосредственно для работы (улыбается). А если серьезно, то без денег и творить практически невозможно. Нужна мастерская, нужен хороший материал, любая выставка - это тоже затраты. Но все же, на первом месте - любимое дело. Я, когда готовил этот показ, не думал даже, насколько это будет затратной суетой. Но главное – я хотел это сделать и не жалел ни средств, ни времени, ни себя. Средства для художника это как ресурсы, они просто нужны, чтобы продолжать заниматься любимым делом.

- Возвращаясь к «Антропологии денег»: на ваш взгляд, к чему должна подвести своего посетителя ваша выставка?

- Четко я не могу, конечно, это сказать, тем самым навязать свое мнение. Но скажу так: обычно в народе бытует два мнения: деньги – либо добро, либо зло. Я показал и ту, и другую сторону. А посетитель, увидев, только сам может сделать вывод. Художник может только направлять, а куда идти – это решение сугубо личное.

Смотрите также:

Оставить комментарий (2)
Loading...

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество