Зажатые в тисках: Кто становится заложником собственной беспечности?

   
   

Каковы же причины распространения этого явления и как с ним бороться? На эти и другие вопросы корреспонденту «АиФ Дагестан» ответил  кандидат философских наук, ведущий преподаватель Полицейского колледжа Абакар Амирбеков.

Досье
Амирбеков Абакар, родился 17 марта 1957 г. в с. Чишили Дахадаевского района. Выпускник философского факультета МГУ им М.В. Ломоносова (1984 г., аспирантура - 1987 г.), кандидат философских наук, доцент, окончил юрфак ДГУ. Работал в старейшем университете Европы – Тартуском университете, на различных должностях в органах госслужбы РД, является руководителем центра социологических исследований и стратегических оценок «Эпикур», занимается научно-педагогической деятельностью в ДГУ, РПА при Минюсте РФ (г. Махачкала), член правления ДРО «Ассоциации выпускников МГУ им. М. В. Ломоносова». Автор большого количества научных работ по философии, социологии, праву и политологии.

Благоприятная почва

- Абакар Габибович, вы философ, социолог и юрист, работали в госорганах,  преподаете в вузах, ведете научную работу. Кому, как не вам, задать такой необычный вопрос: есть философия истории, философия права, а можно ли говорить о философии или антифилософии экстремизма и терроризма?  

- Разумеется, философскому анализу и социологической оценке поддаются любые явления общественной жизни и проблемы мирового развития, в том числе экстремизм и терроризм. В настоящее время понятие «терроризм»  в различных странах и регионах понимается по-разному. И здесь существуют двойные стандарты. Посмотрите. Все противоположные воющие между собой силы в Ираке, Сирии, арабском Востоке друг друга называют террористами. Появились определения «умеренная» и «неумеренная» оппозиции. Что далеко ходить? Вооруженные силы Украины обстреливают мирные города, школы и детские сады  и при этом говорят, что проводят антитеррористическую операцию. При этом США, страны ЕС на все это одобрительно кивают головой. В результате сами оказались заложником своей беспечности и двойных стандартов и,  очевидно, надолго останутся зажатыми в тисках экстремизма и терроризма.

- Какие надо принять меры, чтобы развенчать и дискредитировать антифилософию экстремизма-терроризма?

- Это уже  вопрос мировой политики, так как экстремизм и терроризм приобрели глобальный характер. До тех пор, пока ведущие мировые державы, их политики не придут к единообразному пониманию сути этих явлений, никакие меры не помогут. Более того, идеи и идеологию террористов США странами ЕС используются для достижения своих меркантильных  экономических и политических целей. Я уже говорил, что заигрывание с деструктивными элементами в конечном итоге  приводит к распространению этих явлений и в некогда благополучных странах Европы.

   
   

Достижения корыстных целей

- Теперь вернемся к нашей дагестанской действительности.  Как же так получилось, что идеология экстремизма и терроризма получила определенное распространение и в нашей республике?

- Новые реалии развития Дагестана требуют новых аргументов в объяснении экстремизма, радикализма и терроризма. Общеизвестно, что экстремизм  и терроризм в любой форме проявления  представляют собой различные формы   радикального отрицания существующих общественных норм и правил в государстве со стороны отдельных лиц или групп,  и они получают распространение в обществе, если для этого уже создана «благоприятная почва». Эти явления вообще чужды образу мыслей и образу жизни дагестанцев. Однако в течение длительного периода времени в обществе различного рода эмиссарами и идеологами распространялась идеология экстремизма и терроризма. Более того, все это обосновывалось религиозной целесообразностью, хотя истинная вера не имеет никаких атрибутов экстремизма и терроризма.

- А что же является, на ваш взгляд, благодатной почвой для распространения этих явлений?

- Никто не будет спорить с тем, что дагестанцы обостренно, эмоционально воспринимают несправедливость. Например, несправедливое распределение материальных благ, имущественное неравенство, глубокий водораздел между действующей властью и народом. Их причины лежат в тотальной коррумпированности органов государственной власти, резком имущественном расслоении населения, соци­альной дезориентации части граждан, их недостаточном образо­вании, кризисном состоянии общества, слабых институтах обще­ственного контроля   и неэффективности существующей правовой системы. В частности, межконфессиональные противоречия, сущность которых выражается в явном и латентном столкновении и противоборстве интересов и целей различных   групп, приобретают в настоящее время особую остроту.   В этих условиях, к сожале­нию, приходится констатировать, что в Дагестане не выработана сплачивающая его жителей общенациональная, общедагестанская идея. В определенной степени из-за этого те или иные противоречия в межконфессиональных отношениях в настоящее время проявляются в самой жесткой форме –  межконфессиональных конфликтах, экстремизме и терроризме. В Дагестане, на первый взгляд, созданы все условия для реализации конституционного права на свободу вероисповедания, но остро стоит проблема   экстремизма и терроризма, прикрываемая религиозными лозунгами. Анализ объективной информации и субъективных оценок мониторинга общественного мнения показывает, что определенными группами дагестанцев религия используется исключительно для достижения своих корыстных целей, распространения своего влияния в республике для последующего утверждения в социально-экономической, политической и культурной сферах республики.

Во время выборов в органы государственной власти Дагестана разных уровней чиновники довольно-таки  активно используют религиозный фактор и духовных лидеров для достижения своих целей.  Более того, нередки случаи, когда методом подкупа в органы власти попадают люди с сомнительной репутацией, которые впоследствии занимаются личным обогащением и решением проблем своих близких родственников. В результате у части населения появляются чувства озлобленности, безысходности, беспомощности, и люди ищут правду и помощи вне государственных институтов власти. Это, в свою очередь, служит благодатной почвой для пополнения рядов радикально настроенных экстремистов и террористов,  распространения экстремистских идей среди населения, чем непременно  готовы воспользоваться  радикальные   лидеры и их духовные наставники  в стране и за рубежом. Очевидно, что основными причинами распространения экстремизма, радикализма и терроризма в республике являются внутриполитические.

Эшелоны власти

- Вы преподаете в вузах и колледжах республики. Как в учебных  заведениях проводится   профилактика экстремизма и терроризма?

- Следует отметить, что с каждым годом уровень знаний выпускников школ становится все ниже и ниже. Это результат общероссийской государственной образовательной политик. Благо, ныне в центре начинают понимать ущербность этой системы. Это предмет отдельного рассмотрения.  А вот на счет профилактики идеологии экстремизма и терроризма. Постоянно на всех научно-практических конференциях данная тематика присутствует. Проводятся встречи с работниками правоохранительных органов,  религиозными деятелями, учеными экспертами. Однако молодежь уже приходит в вуз с обостренным чувством справедливости, когда указывают на  наличие правового нигилизма в обществе. Задаются вопросом, зачем главе администрации района или города нужна охрана, да еще в таком количестве?  Более того, в городе нередко бывали случаи, когда  несколько машин с одинаковыми номерами и одинаковой марки сопровождали какого-то чиновника. Это уж точно не был В.В. Путин. Если не навести порядок в эшелонах власти, невозможно стабилизировать общественно-политическую ситуацию в республике…  Таковы противоречивые реалии нашего дагестанского бытия. 

Смотрите также: