Женщина с ведром. Как доярка из горного Дагестана одна справляется с фермой

Когда-то мы знали, кому были адресованы поздравления с праздником 8 Марта. Образ советской женщины - маляра, штукатура, доярки - был исполнен достоинства и уважения. Заезженная фраза «С праздником вас, дорогие наши женщины!» при всем своем надоевшем пафосе тем не менее неизменно несла в себе высокий смысл.

   
   

Сегодня, когда вбиваешь в интернете слово «доярка», поисковик выдает фотографию женщины в теле, с железным ведром наперевес, в несуразной форме и с наигранной улыбкой, за которой явно считывается усталость от тяжелого физического труда. А передо мной стояла маленькая, хрупкая, но бойкая женщина. 80-летняя Патимат Абакарова в свое время была секретарем райкома, членом партии, получила звание Ветерана труда. Местные жители прозвали ее «Красивая Патимат», только огрубевшая кожа рук выдает всю тяжесть крестьянского труда. 

От рассвета до заката 

Ума Саадуева, «АиФ-Дагестан»: А вы действительно красивая. Наверное, держите от всех в секрете эликсир молодости и красоты?

Патимат Абакарова: Ой, ну что вы такое говорите? (Смущается). Я не понимаю, почему так меня называют. Есть женщины в селах нашего района, которые и красивее меня. В мои-то годы стыдно говорить на подобные темы.

- Вдобавок ко всему вы еще и скромница, Патимат Абдулкадыровна. Все доярки обладают такими чертами?

- В то, советское время, девушки отличались сдержанностью и целомудрием. И неважно кем ты работала. У всех была одна цель: трудиться и строить светлое будущее. Мне пришлось нелегко, но я не жалуюсь. И тогда не жаловалась. Мама моя умерла, когда я еще грудничком была. Папа женился во второй раз, и появились на свет две моих сестры и два брата. Домашнее хозяйство легло на мои плечи.

- Мачеха оказалась, как в сказках, злой и ревнивой?

   
   

- Нет-нет, что ты! Она была неплохой, никакой злости. Я ее матерью называла, хоть и не знала, какой должна быть настоящая мать. В то время родители не баловали своих детей ласками и похвалой. Нас с детства приучали к труду и честности. Мне пришлось в 14 лет идти в местный колхоз Хуштады (село в Цумадинском районе – прим. корр.) - вот тогда началась моя трудовая деятельность. Не разгибая спины я работала от рассвета до заката – ухаживала и доила 12 коров.  Помню, две мои буренки отелились, и я так радовалась, как будто это у меня детки родились. В итоге, когда 12 моих коров дали 13 телят, меня начали ставить в пример другим дояркам, уважать и хвалить.

- Наверное, только человек, приученный с детства к тяжелому физическому труду, может показывать такие похвальные результаты в животноводстве.

- Я люблю всех живых существ. Наверное, это глупо звучит, да? Для доярок любая корова не просто крупный рогатый скот, а мыслящее существо, с которым надо уметь ладить. Я разговаривала со своими коровками. Знаешь, дочка, любое животное имеет свой характер, поэтому к каждому нужно суметь правильно подойти. Без надобности скотину нельзя беспокоить. Все животные чувствуют ласку и заботу, а еще - настроение работников фермы. Нервничает доярка – и буренка не стоит спокойно, головой мотает, ногами перебирает. Надой молока может снизиться вдвое, если коровка будет взволнована. При правильном уходе и внимании скотина будет давать хорошие надои. Одна буренка стандартной фермы в среднем дает до пяти литров. Шутка ли это?

Фото: АиФ

Хорошее молоко-здоровье нации

- Там, где есть физический труд – мало романтики…

- Правильно говоришь. Раньше работа доярки считалась престижной и даже романтичной в какой-то мере. Доильщица ведь раньше всех встречает рассвет со всеми его прелестями: шелестом листвы, первым пением птиц. Звонкий удар первой струи молока о дно пустого цинкованного ведра - и протяжное му-у… Все это звучит как первый аккорд музыки начинающегося утра. Корова – это чудо природы, кроткая, доверчивая, способная кормить большую семью.

- С механизацией труда на фермах вся эта романтика отодвинулась на другой план и осталась только в личных хозяйствах. Обидно?

- Ну, что теперь обижаться на время: власть другая и люди другие. Конечно, в аулах не сильно поменялась жизнь, но молодежь другая. Другое поколение. Теперь в моде: юристы, экономисты, а трактора и доярки – это прошлый век. Стыдоба в их глазах подобные профессии, которые для нас казались самыми лучшими. И сейчас читая мои слова о романтике и рассветах, наверняка, крутят пальцем у виска.

- По коровкам, наверное, скучаете?

- А что мне по ним скучать? Вон у меня их сколько - 24 голов из них семь быков, шесть коров и остальные телята. Я всю свою жизнь провела с рогатыми домашними животными, теперь без них уже не смогу. Сил пока хватает, слава Аллаху, за ними ухаживать, доить, поить, потом продавать молочную продукцию. Это же натуральный продукт, не то, что у вас в городе в пакетиках продают искусственное. Хорошее молоко - здоровье нации. А здоровые люди - счастливые люди.

Не до любови-моркови

- Патимат Абдулкадыровна, настоящей матери вы не знали, детства у вас практически не было. Может, получилось как песне из кинофильма «Белое солнце пустыни»: вам повезло в любви?

- Ой, какая тут любовь? Вы, журналисты, как скажете! Раньше не до любови - моркови было. В 17 лет меня выдали замуж. Не хотела я семейной жизни - не была готова. Не сложилось у нас, чуть позже ушла от него. Устроилась в сельский совет аула уборщицей, параллельно работая в колхозе. Ух, сколько у меня тогда было сил и бодрости. Еще успевала со всеми вместе ходить на сенокос. О! В этом деле я тоже славилась лучшей, потому что косила прямо под самый низ, в то время как другие мухлевали – косили траву по верху.

- Доярка ведь не робот - автомат. В ваши обязанности входили не только доение коров, но и кормление, чистка их, мойка, уборка стойла и всей территории коровника. Еще и сенокос. Вы что, усталости не чувствовали?

- Нет. Зато сон был крепким (Смеется). Я после всех этих работ приходила домой, доила и своих девятерых коров. Успевала и для колхоза, и для себя, и другим помогать. В то время подобная активность в труде была в порядке вещей, это сейчас нынешняя молодежь может развалиться на куски от подобного труда.

- Вы же жили одна. Зачем вам нужны были столько коров? И что потом делали с молоком?

- Как что? Масло, сметану, творог делала и продавала. Да, я успевала и этим заниматься. Ко мне как – то председатель колхоза пришел и говорит: «Патимат, такое масло, какое ты делаешь, не может никто в селе делать. Может, ты возьмешься за это?»

Фото: АиФ

- И вы, как доблестная труженица, взялись и за это дело?

- Нет, я отправила его восвояси со словами: «Ты с ума сошел? Мне такое не надо предлагать. Я в первую очередь доярка». Это еще малая часть, что он творил. Занес меня в Коммунистическую партию без моего же ведома. Меня отец потом ругал: «Я в партии не состоял, а ты, значит, решила в неё вступить?» А я ничего и знать не знала. Удивилась. Оправдывалась перед отцом. Ну, дело было сделано. Посещала сессии, заседания, собрания. Позже меня выбрали секретарем райкома. В то время я уже была замужем за своим вторым и последним мужем, и он постоянно спрашивал: что вы обсуждаете на своих заседаниях? Я отвечала общими фразами, отмахивалась, но никогда дома с ним не обсуждала эту тему. Нельзя было разглашать. Теперь даже и не вспомню, что мы там совещались.

- Во второй раз хоть по любви вышли замуж?

- Что ж вы о любви да о любви? В то время не было такого, чтобы романы крутить, на звезды смотреть, держась за ручки. Надо было выходить замуж, опора нужна всем. Мы с ним прожили 25 лет вместе, из них последние 17 лет он жил без зрения. Ослеп. Я за ним ухаживала, как за дитем малым. Нет, я не жалуюсь, просто делюсь с вами. Он в последние годы мечтал совершить хадж – паломничество в Мекку, и я исполнила его желание под конец жизни.  Я чиста перед Всевышним. 

Без даты рождения

- Вы мировая женщина: добросовестная труженица, золотая жена…

- Я еще и мать неплохая (Смеется). У меня сын живет в Кизилюрте с семьей. Постоянно звонит, когда, получается, навещает меня с внуками. Я горжусь своим сыном – он вырос таким же трудолюбивым и добрым. Для меня важно было вырастить из него хорошего человека. И, по-моему, у меня это получилось.

- Патимат Абдулкадыровна, у вас очень интересная, насыщенная, но в тоже время нелегкая жизнь. Если бы была возможность повторить ее, вы бы сделали это?

- Да, не раздумывая. Мне нравится то, как я жила: честно и добросовестно. Всегда начатое доводила до конца и за чтобы ни бралась, делала это со всей ответственностью. Я люблю свою жизнь и ни о чем не жалею.

- Международный женский день 8 марта отмечать будете?

- Какой день? Я никогда в жизни даже свой день рождения не отмечала, потому что и не знаю, когда он у меня. В паспорте написано, что летом, но я так давно не заглядывала в него, что число-то и не помню.