Принято считать, что женские амбиции - это некая блажь, а удел слабого пола - сидеть дома, растить детей, вести хозяйство.
Чем гордиться?
«АиФ»: - Наталья Михайловна, в этом году Международный женский день практически совпал с президентскими выборами. Станет ли когда-нибудь женщина главой нашего государства, как вы считаете?
Н.Р.: - Принципиальных препятствий этому нет. Тем более что мы видим: женщины занимают ведущие государственные посты не только в развитых, но и в развивающихся странах - в Индии, например, или в Пакистане. Однако в нашей стране ярко выражена гендерная асимметрия - неравные возможности мужчин и женщин. Это наблюдается во всех сферах жизни, в политике в том числе. Посмотрите по телевизору картинку с какого-нибудь партийного съезда. Много вы там женщин увидите? Не больше 5%.
«АиФ»: - Недавно был составлен список из 100 влиятельных женщин России. Есть там и политики.
Н.Р.: - Ну и что? Это же не является отражением реальной ситуации. Среди 140 млн населения страны можно найти и 14, и 100 успешных женщин. И, разумеется, какую-нибудь одну - самую-самую успешную. Но в массе, если оценивать ситуацию для большинства, она неудовлетворительная. И становится всё хуже. В широком смысле это было связано с экономическими реформами, с переходом общества на рыночные отношения.
«АиФ»: - Значит, в СССР женщинам действительно жилось лучше, чем в капиталистических странах? Пропаганда была права?
Н.Р.: - В СССР положение женщин тоже было менее благоприятным, чем мужчин. Они несли двойную нагрузку (на работе и дома) да ещё были заняты на тяжёлом и вредном производстве. Идеологически обыгрывалось, что у нас есть женщины героического труда, как, например, Паша Ангелина - бригадир трактористов, участница стахановского движения, о которой современная молодёжь, конечно, ничего не знает. Мы гордились этими женщинами. Хотя чем тут гордиться, если слабый пол призывают осваивать традиционно мужские профессии, физически для них тяжёлые - электросварщиц, крановщиц? Та же Паша Ангелина ушла из жизни в 46 лет, подорвав своё здоровье. Теперь героические женские профессии никому не нужны, теперь мы «гордимся» тем, что у нас второе место в мире по числу миллиардеров.
«АиФ»: - Ну так это и замечательно, что от слабого пола уже не требуют показывать чудеса героического труда!
Н.Р.: - Это так. Но переход к рынку привёл к тому, что, по мнению предпринимателей, женщина стала работником «второго сорта». Это связано с двумя обстоятельствами. Во-первых, требования к рабочей силе ужесточились. Новые технологии требуют новых знаний, повышения квалификации, на что у мужчин просто больше времени - они меньше заняты семьёй и детьми. Во-вторых, любому предпринимателю женская рабочая сила в обузу, ведь она рожает, требует оплачиваемый отпуск по уходу за ребёнком, претендует на льготы и социальную помощь. В итоге слабый пол проигрывает конкуренцию на рынке.
Это, разумеется, отвечает традиционным патриархальным представлениям: мужчина - добытчик, женщина - хранительница очага. И у нас этот стереотип очень силён. Но такое разделение ролей приводит к тому, что проигрывает не только женщина, но и всё общество в целом. И я вам это докажу.
Есть такое понятие, обозначающее препятствие в росте карьеры, - «стеклянный потолок». Женщина видит свои возможности, понимает, каких высот может достичь, - но ей не дают это сделать. Ведь в условиях рынка, конкурентной борьбы мужчины забирают себе «жирные куски». В результате, если она хочет двигаться вверх, ей приходится разбивать «стеклянный потолок».
Но в нашей стране, кроме «стеклянного потолка», женщин ограничивают ещё и «стеклянные стены». На рынке труда есть отрасли, где работает в основном слабый пол. Это здравоохранение, культура, образование, социальное обеспечение. Так повелось ещё с советских времён, когда считалось, что для государства важнее всего оборона, машиностроение, производство стали, добыча угля. Там были высокие зарплаты, и там работали мужчины. А всё, что касалось обслуживания простых человеческих потребностей, считалось делом второстепенным. И в этих отраслях были заняты женщины, что по инерции сохранилось до сих пор. Мы возмущаемся, что у нас в образовании и здравоохранении маленькие зарплаты. А причины этого, если разобраться, в том, что там работают в основном женщины! На более оплачиваемую работу их не пускают «стены», которые поставили мужчины (смеётся).
Расти «от земли»
«АиФ»: - Что же вы так нас демонизируете? Мужчины-то за «жирные куски» не ради себя дерутся. У них тоже жёны есть, дети.
Н.Р.: - Совершенно верно! Вас можно понять - нужно кормить свои семьи. Но это как раз и есть отличительный признак патриархального общества.
Теперь дальше. Раз у женщины зарплата ниже, чем у мужчины (в среднем на 30-35%), то и пенсия у неё будет ниже. Получается, у нашей бедности женское лицо. Я всё это считала: сколько среди низкооплачиваемых категорий населения мужчин и женщин. Женщин в 1,5 раза больше! Но и у нашей старости тоже женское лицо: женщины в России живут на 12-13 лет дольше мужчин.
«АиФ»: - Кстати, недавно демографы объявили, что продолжительность жизни женщин в России максимальная за всю её историю - 76,1 года.
Н.Р.: - Да, и некоторые финансисты даже предлагают увеличить пенсионный возраст для женщин! А то, дескать, бюджет не справляется. Это говорят люди, не понимающие сути вещей. А она в том, что слабый пол изначально имеет более низкий резерв здоровья. Женщины живут дольше, но с меньшим потенциалом. Да, их организм генетически более устойчив ко всяким негативным факторам - это связано с тем, что природой им отведена роль продолжательниц рода.
Но вспомните про двойную нагрузку, рождение и воспитание детей (особенно если женщина развелась и осталась одна), про психологическое давление, которому подвержен слабый пол. Если сравнить уровень здоровья мужчин и женщин в одном возрасте, будет видно: у женщин он всегда хуже. А это непосредственным образом сказывается на детях. В итоге падает рождаемость, снижается качество населения. А начинается всё с безобидных, казалось бы, патриархальных установок: он - добытчик, она - хранительница. Пора отказаться от них!
«АиФ»: - Но как? Вы предлагаете сменить менталитет?
Н.Р.: - Конечно, это не значит, что мы должны принять закон по отмене патриархальных стереотипов, и это всё изменит (смеётся). Но есть механизмы, в развитых странах они давно отработаны. Успешные женщины там растут «от земли», трудятся в своих муниципалитетах, низовых сообществах. Проявляют активность, потихоньку движутся наверх. И затем приходят в высшие эшелоны власти.
«АиФ»: - А наши женщины сами-то хотят этого?
Н.Р.: - Хотят. Наши исследования в 10 регионах России это показывают. 8 Марта нам будут говорить много слов про то, какие мы замечательные и красивые. Но если говорить «халва, халва», слаще во рту не становится. Дорогие мужчины, не забывайте: одни только слова проблем не решают. Нужны дела!
Смотрите также:
- Выборы в Дагестане: демократия, которая есть, но которую в упор не видят →
- Касум Адигюзелов: «Пора жить по – закону» →
- «12 лет для истории - мизер» →